Posted 2 сентября 2015,, 05:46

Published 2 сентября 2015,, 05:46

Modified 31 марта, 06:30

Updated 31 марта, 06:30

Кудрин: К 2020 году доля нашей экономики в мировом ВВП станет самой маленькой за все годы новой России

2 сентября 2015, 05:46

МОСКВА, 2 сентября. Бывший министр экономики Алексей Кудрин в своей статье, опубликованной в "Коммерсанте", заявил, что Россия обречена на слабый рост ВВП в скором будущем.

"Произошедшие обвалы фондовых рынков, включая "черный понедельник", и девальвация ряда валют вызвали бурные дискуссии и панические настроения. По прошествии нескольких тревожных дней можно утверждать, что эти события и породившие их причины принципиально не изменят ближайшие перспективы для США, Китая и ряда других крупных стран, но, к сожалению, серьезно отразятся на российской экономике", - отметил он.

По его мнению, "дальнейшее движение цен на нефть плохо предсказуемо". "Тренд роста цен, начавшийся после падения в конце 1990-х, очевидно, прервался, появились новые факторы и со стороны предложения энергии (новые источники), и со стороны спроса (замедление Китая и др.). Думаю, нас ожидает период волатильности цен в три--четыре года — до установления нового баланса. Созданные резервы имеют в этих условиях стратегическое значение. Для их сохранения нужно планировать расходы, ориентируясь на цену $50 и дефицит не более 1%, а переход к этому нужно осуществить в ближайшие три года", - добавил Кудрин.

По его словам, "без структурных мер в бюджетной политике простое фронтальное сокращение расходов будет мешать росту". По данным Кудрина, с 2008 года социальные расходы всей бюджетной системы, включая государственные внебюджетные фонды (без учета зарплат), выросли на 5% ВВП, и половина этого роста была профинансирована за счет сокращения инвестиций и закупок оборудования. Три статьи федерального бюджета — оборона, безопасность и социальная политика — с 2011 по 2015 год выросли с 54% до 61,5%. На все остальные федеральные задачи сейчас остается 38,5%. В ближайшее время еще 5% бюджета уйдет на обслуживание растущего в условиях дефицита долга. "Если не трогать эти три статьи, экономического роста не будет", - предупредил он.

"Сейчас мы обречены на слабый рост — 0,5-1,5% ВВП после 2016 года, что означает стагнацию. К 2020 году доля нашей экономики в мировом ВВП станет самой маленькой за все годы новой России — примерно 2,6%. Для ускорения роста бизнесу нужны позитивные решения. Вероятно, даже план необходимых реформ взбодрил бы рынок: все хотят видеть перспективу и будут оценивать рациональность предлагаемого. Пока такой ясности и готовности к реформам в действиях правительства нет, - подчеркнул он. - Усиление контрольных и правоохранительных функций пугает рынок, особенно когда они реализуются избирательно. Проверки по линии деофшоризации, контроль над ценами и валютными операциями — все это усиливает давление на бизнес. Особенно отметим "антисанкции": при глубокой девальвации внутреннее производство автоматически получило преимущество, а это решение лишь взвинтило цены, снизило жизненный уровень, усилило рост кредитных ставок и парализовало многие бизнесы. Вместо импортозамещения мы получили шоковую терапию".

Главный вызов для правительства сегодня, по мнению Кудрина, — это проведение структурных реформ: бюджетной, судебной, правоохранительной, реформы госкомпаний, ряда других. Только они снизят зависимость от нефти и обеспечат выход на устойчивый рост.

Накануне американский банк Morgan Stanley сохранил прогноз снижения реального ВВП России на 2015 год на 4,2%, а также ухудшил прогноз на 2016 год до снижения на 1,3% (с минус 1,2%), следует из обзора аналитика банка Алины Слюсарчук. Morgan Stanley прогнозирует сдержанное восстановление экономики страны в 2017 году, ожидая рост ВВП на 1,6%. Банк также ожидает, что уровень инфляции в стране к концу текущего года достигнет значения в 13%.