Posted 9 октября 2015,, 10:02

Published 9 октября 2015,, 10:02

Modified 31 января, 07:38

Updated 31 января, 07:38

Минэкономразвития и ФАС поддержали ПЭТ-упаковку

9 октября 2015, 10:02

МОСКВА, 9 октября. ПЭТ-упаковка безопасна, а ее применение в пивоваренной индустрии не влияет на алкоголизацию населения. К такому выводу пришло Минэкономразвития РФ. О результатах проведенного исследования рассказал директор департамента оценки регулирующего воздействия (ОРВ) министерства Вадим Живулин, выступая на Евразийском пивоваренном форуме, прошедшем 8 октября в Москве. Участники форума – представители бизнес-сообщества, госорганов, эксперты – обсудили вопросы развития пивоваренной отрасли, в том числе перспективы законодательного регулирования рынка пива.

«Никаких научных обоснований вреда ПЭТ-упаковки на сегодняшний день нет, - подчеркнул Вадим Живулин. - Никаких оснований утверждать, что использование ПЭТ-упаковки способствует алкоголизации населения, тоже нет». Он отметил, что ведомство продолжает «отстаивать эту позицию, считая, что введение ограничения на ПЭТ-упаковку будет одним из тех решений, которые очень серьезно могут сказаться как на пивной отрасли, так и на целом ряде смежных отраслей».

По словам Живулина, среди других значимых для пивной отрасли вопросов при проведении оценки регулирующего воздействия департамент также проводит анализ лицензирования деятельности по производству и обороту пивных напитков, введения ЕГАИС, в том числе в рознице, новых требований к складам и т.д. Отвечая на вопрос о том, как могла возникнуть идея одинаково регулировать пиво и крепкий алкоголь, чиновник заметил, что его ведомство всегда выступало за их раздельное регулирование. Он напомнил, что когда стало развиваться алкогольное законодательство, «пиво автоматом было занесено в категорию алкогольных напитков». Живулин считает, что если бы изначально существовала правовая диверсификация по отношению к разной алкогольной продукции, «вредные эффекты были бы значительно ниже».

Начальник контрольно-финансового управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ Владимир Мишеловин признал, что инициатива с запретом ПЭТ и подобное ужесточение госрегулирования пивоваренной отрасли «однозначно аукается на смежных рынках». «Страдают целые отрасли предпринимателей, и нас это очень волнует, - констатировал он. - Поэтому мы всячески приветствуем такие события, как подписание на площадке ФАС меморандума о добросовестной конкуренции на рынке упаковки». Мишеловин посетовал, что «не все поняли его содержание», и выразил надежду, что «многие отрасли, в том числе те, которые встали в достаточно агрессивную позицию к этому меморандуму, поймут, что это всего лишь антимонопольный комплаенс, это выработка правил поведения и добросовестная конкуренция».

О том, что госрегулирование пивоваренной отрасли уже привело к отрицательному эффекту, говорят данные Союза российских пивоваров (СРП). По словам главы совета СРП Андрея Губки, после активного роста производства, продолжавшегося до 2007 года, «последовало стремительное падение до 30%», которое продолжается. «В этом году рынок уже потерял за первые 8 месяцев порядка 8,2%, - озвучил информацию Росстата Губка. – Уже закрыто 12 заводов, в основном это крупные предприятия. Несколько солодовен закрыто». Это результат, по мнению пивоваров, «не до конца продуманной и взвешенной политики». В частности, представитель СРП привел в пример повышение акцизов сначала на 30% в 2008 году, потом – еще в 3 раза в 2010 году. «Это был основополагающий момент для начала негативного тренда развития пивоваренной отрасли», - считает Губка. В 2013 году последовали «запреты круглосуточной продажи, рекламы, продажи пива в киосках и дальнейшее увеличение акциза на инфляционную составляющую».

Чтобы переломить негативный тренд, пивовары предлагают «заморозить» на ближайшие 2-3 года любые инициативы, связанные с регулированием отрасли, вместе с регуляторами рынка дать оценку последствиям уже введенных ограничений, а также установить раздельное регулирование для пивоваренной отрасли, которое учитывало бы ее специфику и вклад в экономику и социальную сферу. Кроме того, СРП выступает за изменение акцизной политики в соответствии с общемировой тенденцией - «акциз на грамм алкоголя в пиве и вине должен быть, как минимум, в три раза меньше, чем в крепких алкогольных напитках».

По мнению президента компании «Балтика» Яцека Пастушки, «самая острая задача, которая стоит перед нами – это прекратить процесс нанесения ущерба пивоваренной отрасли». Он призвал регулирующие органы совместно «оценить то, что было проделано раньше», и только после этого принимать «продуманные и взвешенные» решения по новым законодательным инициативам.