Posted 15 октября 2015,, 15:15

Published 15 октября 2015,, 15:15

Modified 31 января, 07:42

Updated 31 января, 07:42

Главная лотерея страны прекратила работу

15 октября 2015, 15:15
Федеральная служба судебных приставов отключила и опечатала серверы ТД «Столото». Компания использовала оборудование без лицензий и разрешений правообладателей.

Правоохранительные органы добрались до нарушителей из числа наиболее заметных участников игрового рынка. Сегодня Федеральная служба судебных приставов РФ отключила и опечатала серверы ТД «Столото», который являлся крупнейшим в России распространителем государственных лотерей. Компания использовала оборудование без лицензий и соответствующих разрешений правообладателей.

В изъятии имущества участвовал спецназ, что показывает серьезность намерений властей в борьбе с подобными нарушениями. Кроме того, таким образом, очевидно, власти решили поставить точку в долгой истории структуры, деятельность которой осуществлялась на грани законности, а периодически, возможно, и за ней.

Сегодняшняя ситуация стала следствием борьбы власти с нарушениями закона в сфере патентных и авторских прав. Иск к лотерее подало ЗАО «Интерлот», представляющее известную лотерею «Золотой Ключ», работающую на рынке с 1991 года. «Столото» использовало ее изобретение без оплаты патента. «Компания в своей работе использовала наш патент, причем продолжалось это достаточно давно – с 2010 года. Мы пытались убедить их в том, что они используют его незаконно, в итоге пришлось идти в Арбитражный суд, который продолжался более полутора лет. Суд мы выиграли. Судебные приставы по нему возбудили исполнительное производство, предлагали ответчику добровольно прекратить нарушение патента, однако это не возымело действия , и спусти три месяца приставы-исполнители перешли к принудительным мерам по обеспечению решения суда. Сегодня они заблокировали и отключили сервер компании, опечатали его. По какой причине компания так была уверена в своей безнаказанности – говорить сложно, тем не менее, это так» - говорит Александр Зибров, генеральный директор ЗАО «Интерлот».

Арбитражный суд уже вынес решение с требованием прекратить незаконное использование патента. Но, по словам юристов компании – держателя патента, - это требование было неоднократно проигнорировано «Столото», что привело к применению так называемых принудительных мер. Предварительно были проведены экспертизы, доказывающие нарушение авторских прав. Более того, «Столото» сейчас является ответчиком по иску на сумму свыше 1,5 млрд рублей за ущерб, причиненный ЗАО «Интерлот» при незаконном использовании патента. Данный шаг неминуемо ведет к банкротству компании, что, по мнению экспертов, делает ее сомнительной для ведения лотерейного бизнеса.

Примечательно, что ранее «Золотой Ключ» уже выиграл аналогичное дело над компанией «Лото-Интегратор», запретив ей использовать свой патент в части распространения лотерей на терминалах, что привело к незамедлительному банкротству компании. По словам аналитиков, данная структура имела тесное отношение к группе Qiwi, планировавшей развитие лотерейного бизнеса на своих терминалах оплаты. Компания была вынуждена отказаться от такой идеи из-за риска изъятия ее терминалов по всей стране.

Вообще «специфический» интерес властей к деятельности крупнейшей гослотереи сохраняется не первый год. Показательно, к примеру, то, что «Столото» всячески изменяла названия своих юридических лиц, будучи и «Гослото», и «Орглотом», и какими-то их вариациями. На первый взгляд, сама по себе смена названий значит не так уж и много. Однако закономерен вопрос: если компания работает честно, бренду доверяют люди, особенно в такой непростой сфере, как игровая, зачем нужны такие изменения? Все просто, говорят юристы, - это позволяло компании уходить от ответственности в рамках арбитража.

Не менее интересны и такие истории, как невыплата целевых начислений, о которых в 2012 году заявляли налоговики. Так, "Гослото", оператором которого выступала коммерческая организация "Орглот", несвоевременно производила переводы и направляла огромные средства на не предусмотренные законом цели. Минспорттуризма недосчиталось тогда 2 млрд рублей, с иском о чем министерство обратилось в суд еще в январе 2011 года.

А в 2010 году Арбитражный суд призвал «Государственную лотерею» к ответственности за невыплаченные 89 млн рублей. Согласно госконтракту, оператор получал лишь 35% от выручки, 50% от нее составлял призовой фонд «Гослото», а оставшиеся 15% должны были идти в казну на развитие физической культуры и спорта. Однако деньги выплачены были не все. Арбитражный суд признал компанию виновной в нарушении закона.

Не менее скандальной была ситуация, когда организованная Минспорта лотерея вместо прибыли принесла долг в 5 млрд рублей. Тогда Счетная палата выявила нарушения на десятки миллиардов рублей в организации гослотереи «Орглот». Долг перед государством составлял 1 млрд 973 млн рублей, а перед кредитными организациями - 3 млрд 230 млн рублей. Это поставило «Орглот» на грань банкротства. Ситуация оказалась настолько удручающей, что глава Счетной палаты Сергей Степашин обратился к вице-премьеру Александру Жукову с просьбой помочь оператору гослотереи уменьшить долговую нагрузку.

Список претензий к компании достаточно длинный. Остается только удивляться, что история со «Столото» (она же «Гослото» и «Орглот») продлилась так долго, говорят юристы. Более того, она смогла стать крупнейшим оператором лотерей в России, а ее услугами пользовались Минспорта и Минфин. Как стало известно, обслуживание государственных лотерей происходило с незаконным использованием патента. Операторы заключили договор с должником на распространение билетов своих лотерей через веб-сайт, мобильные устройства и лотерейные терминалы, что привело к такому печальному логическому финалу.

Таким образом, ситуация с арестом серверов «Столото» еще раз подтверждает: борьба с нарушениями в сфере авторских прав продолжится, как неизбежен и уход с рынка недобросовестных игроков, несмотря на регалии, связи и положение. Как отмечают юристы, конечно, до полного решения проблем и перехода деятельности таких компаний в правовое русло еще далеко, однако планомерный и жесткий подход правоохранительных органов к подобным нарушениям должен заставить их понять: зарабатывать на нелегальном использовании чужих разработок, как прежде, спокойно не получится.