ФАС принимает политическое решение?

Вместо намеченного правительством еще полтора года назад форсированного увеличения поставок нефти в направлении Тихого океана ФАС, по сути, предлагает заморозить строительство новых мощностей на восточном направлении.


© СС0

Вместо намеченного правительством еще полтора года назад форсированного увеличения поставок нефти в направлении Тихого океана ФАС, по сути, предлагает заморозить строительство новых мощностей на восточном направлении. Если проект приказа антимонопольного ведомства об установлении тарифов на услуги АК "Транснефть" по транспортировке нефти по системе магистральных трубопроводов с 2016 года будет утвержден, весь прирост добычи нефти сможет транспортироваться только на Запад.

Напомним, принятое в начале прошлого года постановление правительства учитывало в схеме индексации тарифа на прокачку нефти возможности для увеличения поставок на Восток в результате расширения нефтепроводной системы ВСТО с 45 до 80 млн тонн уже к 2020 году. Но в предложенной антимонопольной службой схеме 172 млрд рублей, необходимых на эту стройку, попросту нет.

Как сообщает "Интерфакс", ФАС подменила в своих расчетах прогнозную инфляцию на 2015 год прогнозом на 2016 год. Планируемая индексации действующего тарифа на 10% превратилась в 6,12%, и 172 млрд рублей на расширение ВСТО испарились.

Проект ведомства Игоря Артемьева выглядит, на первый взгляд, совершенно нелогичным. Ведь речь идет не просто о перераспределении примерно 30 млн тонн нефти в год с «китайского» на «европейское» направление. Экспорт по ВСТО может приносить российским нефтяникам значительно больше прибыли за счет премии на тихоокеанском рынке. Кроме того, в Евросоюз активно продвигается арабская нефть, еще более снижая стоимость отечественного Urals, а в ближайшее время на европейский рынок могут хлынуть и иранские углеводороды.

Так что же может стоять за предложением ФАС, если не стремление отклониться от евразийского вектора экономической политики государства?

«Фактически решение ФАС - это бунт главы ведомства Игоря Артемьева против коалиции «Медведев-Дворкович», одобрившей расширение ВСТО вместо 30-го к 20-му году и соответствующую схему индексации тарифов, - считает аналитик «Финам» Дмитрий Парфенов. - Мы наблюдаем такую детскую показуху ведомства по псевдообузданию инфляции».

Подобные инициативы Игоря Артемьева могут быть связаны с грядущей административной реформой правительства. В рамках реформы президенту РФ предлагается сократить число министерств с 21 до 15, упразднить 11 федеральных агентств и создать девять крупных федеральных надзоров. В основу подхода к оптимизации структуры исполнительной власти лег «принцип экономичности», говорится в проекте. Например, экономия на укрупнении служб оценивается в 450 млн рублей в год в ценах 2012 года. Предложение ФАС хорошо укладывается в этот принцип, ибо «экономит» 172 млрд рублей, заложенных проектом Медведева-Дворковича на расширение ВСТО. Не исключено, что таким образом Игорь Артемьев создает себе «базу» для того, чтобы впоследствии претендовать на место премьера — раз уж он лучше всех умеет экономить.

Одновременно заморозка ВСТО может нанести сильнейший удар по главе «Роснефти» Игорю Сечину, который является активным сторонником китайского вектора развития экономики России. Кстати, этот «удар» должен поддержать и такой монстр экономики, как «Газпром»: «Роснефть» требует выделения из него газотранспортной системы, а экспорт газа в Китай пока остается на уровне деклараций. Ослабление позиций Сечина может быть выгодно и многим нефтяникам, недовольным отсутствием доступа к трубе ВСТО. Для ЛУКОЙла, «Башнефти» и др. свертывание строительства на Востоке будет означать фактическое понижение тарифов, т.к. расширение нефтепровода ВСТО не предоставляет доступ на рынок Тихого океана никому, кроме «Роснефти», но оплатить расширение возможностей для крупнейшей госкомпании предлагается всем. Причина достаточная, чтобы искать способы надавить на Артемьева, который раньше считался либералом западником, а теперь, став членом консервативного кабинета министров, пытается консервировать не только тарифы, но и инфляцию.

Лоббизм нефтяников мог проявиться в инициативе ФАС и на менее глобальном уровне. «Татнефть», основной производитель тяжелой и высокосернистой нефти, играет против расширения поставок более качественного сырья на Восток. Тогда легкая нефть вынужденно потечет на Запад, в Европу, и разбавит менее качественное поволжское сырье. Для «Татнефти» это отсрочит на несколько лет расходы на переработку своей нефти на НПЗ «Танеко» и полностью снимет проблему выделения высокосернистого сырья в отдельный экспортный поток. Последняя идея руководителям «Татнефти» крайне не нравится, потому что лишит компанию фактических дотаций от других экспортеров нефти. Расходы на лоббирование идеи ФАС, надо полагать, могут быть значительно меньше.

Наконец, есть и еще одна версия происхождения инициативы ФАС, которая кажется наиболее вероятной и не предполагает никаких геополитических изменений. Это - банальный банковский лоббизм. В условиях экономического кризиса крупнейшие банки вынуждают первоклассного заемщика «Транснефть» - госкомпанию с гарантированной экспортом нефти выручкой - брать крупные займы на внутреннем рынке. Поскольку компания находится под западными санкциями, то будет вынуждена в навязываемой с подачи ФАС ситуации согласиться на невыгодно высокий процент.

В этом случае доходность акций «Транснефти» на долгие годы будет близка к нулю. Пострадают держатели бумаг компании. Но кого это волнует? Может быть, Минфин, однако в споре со Сбербанком и ВТБ легко найдется компромисс. Ну а если разорятся миноритарии, то это будет воспринято как неизбежная жертва. Как отмечают эксперты, Игорь Артемьев давно уже действует не как либерал, а как государственник — и, судя по его инициативам, принимает решения, исходя в первую очередь из политических, а не экономических интересов.

Андрей Михайлов


Ранее на тему От банкротства "Трансаэро" пострадают москвичи