Posted 25 ноября 2015,, 07:40

Published 25 ноября 2015,, 07:40

Modified 31 марта, 05:21

Updated 31 марта, 05:21

Форум «eCom21»: Мобильные технологии диктуют будущее электронной коммерции

25 ноября 2015, 07:40

РИГА, 25 ноября. В латвийской столице 19-20 ноября прошла IV Международная конференция по электронной коммерции «eCom21» – одна из крупнейших в Европе.

За время своего существования форум приобрел репутацию одной из наиболее авторитетных экспертных площадок в этой области. Ежегодно в столице Латвии собираются ведущие представители мирового онлайн-бизнеса для того, чтобы выявить новейшие тренды развития этой стремительно развивающейся отрасли. Патроном «eCom21» традиционно выступал банк Rietumu.

Отрасль электронной коммерции – одна из наиболее бурно развивающихся в современном мире. Хотя дать оценку ее объемов в денежном выражении по-прежнему затруднительно, большинство экспертов уверенно говорят как минимум о четвертой части всех мировых покупок, осуществляемых с использованием различных инструментов онлайн-расчетов.

Для большинства бизнесов использование преимуществ электронной коммерции – это путь к существенному снижению издержек, связанных с обслуживанием каналов дистрибуции товаров или услуг и содержанием персонала, а также практически безграничные возможности создания новых маркетинговых и продажных стратегий, которые ограничиваются лишь рамками законодательства и уровнем IT-решений. С другой стороны, эффективность, выгодность и удобство е-расчетов ежеминутно оценивает все больше конечных потребителей, чья финансовая грамотность и технологическая подкованность растут, а вместе с ними – доверие к электронной коммерции.

Ключевую тему – «Процессинг. Прием платежей. Эволюция е-коммерции» – эксперты и участники форума постарались проанализировать в ходе 6 сессий с различных точек зрения. Особое внимание было уделено таким актуальным вопросам развития е-коммерции, как перспективы взаимодействия традиционных банков и небанковских институций, работающих с онлайн-платежами; трансформация роли банков в мировой платежной системе; будущее электронной коммерции в ракурсе бурного развития мобильных технологий; видоизменения таких платежных инструментов, как электронные кошельки, и таких коммуникационных каналов, как соцсети; правовое поле онлайн-финансов.

Один из главных выводов форума можно сформулировать следующим образом: по-прежнему звучащие разговоры о закате эпохи традиционных банков в электронной коммерции и доминирующем влиянии со стороны PSP (поставщиков платежных услуг) не имеют под собой оснований. «В любом случае за поставщиками платежных услуг стоят банки, – заявил вице-президент Альфа-банка Игорь Арефьев, – они берут на себя риски. Они обязаны контролировать все участки и все контакты онлайн-бизнеса. PSP могут быстрее прийти к клиентам, они более мобильны, но традиционные банки по-прежнему являются столпом е-коммерции».

У банков есть не только ресурсы, но и финансовая стабильность, обеспечиваемая, в числе прочего, неусыпным контролем со стороны регуляторов. «Если распечатать все законодательство Великобритании, регулирующее традиционную финансовую сферу, и сложить его, то высота этой стопки достигнет 9 футов, – привел пример генеральный директор NeoPay Крэйг Джеймс. – Все нормативные акты, касающиеся электронной коммерции, займут не более 1 дюйма».

Банки обладают также и огромным опытом, практическими знаниями индустрии. Вместе с эволюционными изменениями в мировой финансовой системе, появлением широких возможностей небанковского кредитования, возникновением криптовалют и других форм электронных платежей роль банков меняется. Вопрос в том, возглавят ли банки эти изменения или будут вынуждены сокращать свои сферы влияния, отдавая целые направления бизнеса новым игрокам. Об этом говорил на конференции председатель совета Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Виктор Достов.

В этой связи примечательны слова учредительного директора Bitcoin Foundation Джона Матониса, сказанные сразу вслед за благодарностью за приглашение выступить на конференции. Он заявил, что считает Rietumu одним из наиболее прогрессивных банков в регионе, и, очевидно, это можно считать оценкой усилий банка не просто идти в форватере происходящих изменений, а самому участвовать в формировании рыночных трендов. Кстати, на конференции банк Rietumu представил свой ответ на эволюционные процессы в е-коммерции – современный процессинговый центр DECTA.

Относительно перспектив развития электронной коммерции эксперты не скупились на яркие краски, признавая, что задают тон в индустрии мобильные решения и технологии.

«Около 70% активных пользователей Интернета, проживающих в 29 странах мира, активно используют электронную среду для совершения покупок, – сказал председатель правления PayPal RU Владимир Малюгин, презентуя собравшимся недавно завершенное исследование PayPal-Ipsos. – Лидерами здесь являются Китай (81%), Япония, Индия, Великобритания (по 78%). В России этот показатель чуть ниже – 73%, зато на этом рынке наблюдается впечатляющий рост за год — плюс 10%».

По мнению участников форума, основная задача, которая сегодня стоит перед отраслью онлайн-расчетов, это максимально нивелировать процесс платежа для плательщика, предложив удобные системы идентификации и максимально оптимизировав клиентский опыт.

«С ростом функциональности инфраструктуры и средств платежа главная цель, которая преследуется, - это польза и удобство для конечного потребителя, – подчеркнул председатель Оргкомитета «eCom21» и первый вице-президент банка Rietumu Руслан Стецюк. – Сам платеж должен стать незаметным, о нем конечный потребитель не должен даже задумываться. На первый план выходят приобретаемый товар или получаемая услуга. Безусловно, внешняя простота и легкость для клиента может быть обеспечена только путем создания во много раз более сложных систем».

Отметим, что на «eCom21» в Риге выступили ключевые фигуры современного онлайн-бизнеса, представляющие такие имена, как UnionPay, MasterCard, «Яндекс.Деньги», «ВКонтакте», «Деньги Mail.ru», QIWI, WebMoney, PayOnline, 2CheckOut, NetElement и других российских и западных лидеров рынка. Всего в конференции приняли участие около 600 профессионалов в сфере е-коммерции из более чем 40 стран мира.

Генеральным партнером конференци «eCom21» выступил международный провайдер платежных решений ECommPay.

Надежный и удобный прием платежей обеспечивал процессинговый центр DECTA.

Информационными партнерами форума были российский медиа-холдинг РБК и финансовый портал Banks.eu. Форум проходил при поддержке Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов.