Posted 17 декабря 2015,, 09:39

Published 17 декабря 2015,, 09:39

Modified 31 марта, 05:02

Updated 31 марта, 05:02

Бизнес ищет понимания у регуляторов

17 декабря 2015, 09:39
Законодательные нововведения зачастую принимаются поспешно, поэтому не приводят к достижению заявленных целей и влекут чрезмерные издержки для бизнеса и потери для бюджета РФ. Об этом говорилось на конференции РСПП и МЭР.

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) совместно с Министерством экономического развития РФ на днях провели конференцию «Регуляторная политика в России: эффективность бизнеса как отражение качества работы власти». Представители бизнеса и государственных органов отметили, что диалог между ними получился конструктивный. В ходе встречи участники не только обсудили стратегические подходы к совершенствованию регуляторной политики, оценили эффективность существующих механизмов взаимодействия сторон, но и попытались выработать общую позицию по значимым для бизнеса направлениям.

Выступающие отмечали, что тема взаимодействия предпринимательского сообщества и государства в последнее время звучит постоянно. «С одной стороны, это не может не радовать представителей бизнеса, которые понимают, что их проблемы находятся в зоне внимания органов федеральной и региональной власти, - подчеркнул Сергей Беляков, председатель правления «Национальной ассоциации агентств инвестиций и развития». - Но с другой стороны, - это не может не вызывать и резонного вопроса: если эта тема не теряет актуальности, есть ли результат от таких обсуждений?»

Участники мероприятия посетовали, что законодательные нововведения зачастую принимаются поспешно, поэтому не приводят к достижению заявленных целей и влекут чрезмерные издержки для бизнеса и потери для бюджета РФ. В качестве красноречивого примера такого непродуманного принятия нормативных актов, когда дополнительное регулирование только тормозит развитие сразу нескольких отраслей экономики, приводилась ситуация, сложившаяся в пивоварении. Это как раз тот случай, когда «государство пытается решать и за бизнес, и за потребителя: что для них хорошо, а что - плохо, а также какую упаковку использовать, а какую нет», - отметил Сергей Беляков.

«За последние годы на функционирование отрасли прямо или косвенно оказали влияние поправки, внесенные в более чем 120 федеральных законов», - напомнил Антон Рогачевский, вице-президент по правовым вопросам пивоваренной компании «Балтика». Это произошло после принятия закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» №171-ФЗ, по сути, уравнявшего пиво и крепкий алкоголь.

Сейчас эксперты называют этот документ «поспешным и непродуманным», а отрасль тем временем подсчитывает убытки. Так, по данным исследований, рост акцизов на фоне ужесточения госрегулирования только в пивоваренной отрасли привел к сокращению 61 тыс. рабочих мест, а также замедлению роста ВВП на 59 млрд рублей. Плюс к этому убытки терпят и смежные отрасли (сельхозпредприятия и производители ПЭТ-тары), их потери составляют около 38 млрд рублей.

Рогачевский уверен, что ключевые рычаги воздействия на сложившуюся в отрасли ситуацию находятся в руках регуляторов. «И здесь главное, чтобы государство от принятия нормативных актов, вызванных популистской подоплекой, перешло к прозрачному регулированию», - считает он. Говоря о положительных примерах взаимодействия госорганов и бизнеса, эксперт привел опыт работы Федеральной антимонопольной службы России, на площадке которой «действуют 23 экспертных совета и не один общественный совет». По мнению Рогачевского, это одно из самых открытых и прозрачных федеральных ведомств.

Все более открытым в последние годы становится и процесс принятия законопроектов, инициированных правительством РФ. Об этом напомнил Вадим Живулин, директор департамента оценки регулирующего воздействия (ОРВ) Минэкономразвития России. По его словам, за прошедшие пять лет, в течение которых министерство проводит процедуру ОРВ, удалось фактически вскрыть процесс законотворчества. «До этого он был абсолютно непрозрачным, - подчеркнул глава департамента. - Никто даже не мог предположить, какие документы находятся в процессе проработки федеральных органов исполнительной власти». Однако он согласился, что «проблемы, действительно, возникают, и некоторые даже очень важные инициативы реализуются не так, как хотелось бы».

Напомним, сейчас процедуру ОРВ в обязательном порядке проходят все нормативные документы, инициированные исполнительными органами федеральной власти. В то же время, как отмечают эксперты, действующий механизм ОРВ не распространяется на законопроекты, вносимые депутатами Государственной думы или иными субъектами права законодательной инициативы, а также на нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, которые не связаны с вопросами надзора и техрегулирования. Так, из около 1700 законопроектов, находящихся на рассмотрении ГД, более половины внесены ее депутатами, около 11% - правительством РФ и до 3% - президентом РФ, законопроекты которого проходят «фильтр» администрации. В результате получается, что при нынешней специфике нормотворчества примерно 86% законопроектов выпадают из сферы ОРВ. И такая ситуация, по мнению экспертов, требует корректировки.

Любая законодательная инициатива должна быть экономически обоснована, чтобы исключить отраслевые риски и негативные воздействия в целом на экономику. Именно поэтому участники конференции предлагали сделать процедуру ОРВ обязательной для всех законопроектов, так или иначе затрагивающих сферу предпринимательской и инвестиционной деятельности. Представителям бизнеса такой взвешенный подход даст надежду на то, что принятые в последующем законопроекты будут адекватными. Так, Герман Зверев, президент Ассоциации добытчиков минтая и член правления РСПП, рассказал о том, как благодаря этим методикам удалось «полностью изменить систему ветеринарного контроля в рыбной отрасли».

К сожалению, предпринимателям не очень понятно, как поступать с теми законопроектами, которые уже приняты или находятся на стадии обсуждения. Об этом говорили участники встречи. Например, Алексей Репик, президент «Деловой России», убежден, что «если бизнес не будет пытаться защитить свою позицию, мы будем пожинать плоды такого бездействия». Александр Калинин, президент «Опоры России» - организации, которая объединяет больше 105 отраслевых сообществ, солидарен с коллегой. Он считает, что предпринимателям, представляющим смежные отрасли, необходимо объединять усилия и искать союзников с тем, чтобы донести свою позицию до органов власти. Касаясь вопроса по ПЭТ-упаковке (законопроект об ограничении использования пластика в пивоваренной отрасли активно обсуждается последние годы), он напомнил, что эта инициатива затрагивает тысячи мелких и средних предпринимателей, и поэтому требует коллективного и более детального обсуждения в бизнес-сообществе.

В своих выступлениях многие участники подчеркивали необходимость таких мероприятий, которые дают возможность оценить эффективность тех или иных мер взаимодействия предпринимателей и власти. По их мнению, это способствует тому, чтобы любые законодательные инициативы просчитывались и обосновывались с точки зрения своего влияния как на бизнес, так и в целом на экономику.