К чему приведут атаки на «Аэрофлот»

Крупнейший российский авиаперевозчик стал мишенью для «черных пиарщиков».


Кто стоит за скандалом вокруг авиакомпании - еще предстоит выяснить © Фото с сайта aeroflot.ru

«Аэрофлот» собирается провести корпоратив за 65 миллионов рублей!» - с такими заголовками вышли на днях некоторые СМИ. Тему подхватили и отдельные блогеры. Правда, при ближайшем рассмотрении выяснилось, что речь шла не о корпоративе, а о вручении престижной отраслевой премии, совмещенном с маркетинговой акцией. Кому и зачем понадобилось делать вбросы в стиле классического «черного пиара» в отношении крупнейшей российской авиакомпании?

Передергивание, замалчивание фактов и прочие уловки против «Аэрофлота» применили явно не просто так, уверен журналист Олег Лурье. Более того, судя по его данным, сюжет с праздничным мероприятием «Аэрофлота» стал «планом Б», заготовкой на случай непредвиденных сложностей. А «план А» предусматривал совсем другие поводы для кампании по дискредитации «Аэрофлота».

Эксперты отмечают, что ведущему российскому перевозчику не привыкать к подобного рода атакам. «Честно говоря, есть такое подозрение, что «Аэрофлот» атакуется целенаправленно. Единственно – я не понимаю, кому это нужно, зачем?» - говорит главный редактор портала AVIA RU Network Роман Гусаров. Недавно в Facebook он уже столкнулся с откровенным вбросом, дискредитирующим лоукостера группы «Аэрофлот» - авиакомпанию «Победа», якобы помешавшую пассажирке своевременно попасть на операцию на сердце. «Это очевидный фейк, такая нервирующая аудиторию информация. Понятно, что просто так, из любви к художественному слову, такое не делается. Значит, это была часть информационной атаки», - отмечает Гусаров.

И вот – новый факт «черного пиара». Как рассказывает Лурье, недавно ему позвонил некто, представившийся пиарщиком Иваном Игруновым. «Олег, а не могли бы вы в срочном порядке подготовить журналистское расследование на тему «Тайны «Аэрофлота». Почем монополия для народа», в котором рассказать о беспределе, творящемся в этой авиакомпании, искусственно завышенных ценах на авиабилеты, дорогом лоукостере «Победа» и о том, как они обманывают всех, включая и президента Путина? Я вам пришлю на почту техзадание и фактуру. Разумеется, ваш труд будет достойно оплачен», - заявил пиарщик.

При этом Лурье отмечает, что пару лет назад ему предлагали поучаствовать в травле «Аэрофлота» практически по той же схеме. «Бинго! Бомба попала дважды в одно и то же место! В апреле 14-го года мне уже поступало подобное предложение – включиться в информационную атаку на «Аэрофлот», проводимую известным блогером Антоном Носиком... Причем предлагали деньги, так же, как и сейчас. Но этих борцов с «Аэрофлотом» ничего не учит. Даже после того, как я, зафиксировав всю переписку с «заказчиком», опубликовал расследование «Как мы с Носиком «Аэрофлот» мочили», где рассказал все детали организации платного наката на компанию «Аэрофлот» в СМИ и блогосфере. Однако за полтора года все призабылось, и эта публика вновь пришла ко мне с предложением «мочить «Аэрофлот», - рассказывает Лурье.

Как предполагает журналист, исполнители заказа «прокололись» на жадности и низкой квалификации. «Похоже, что уж очень нужно кому-то в срочном порядке «замочить в сортире» авиакомпанию «Аэрофлот – российские авиалинии», и они, эти люди, вероятно, денег на пиар и документальное подтверждение расследований не пожалели. Но посредники, заявившие о своей возможности «решать вопросы с журналистами», приклеили к своим рукам основную часть денег, нарубили всевозможные фальшивки в сети и не только, и начали наугад выходить на журналистов и блогеров в надежде, что авось кто-нибудь и клюнет», - считает он.

Судя по «заданию», которое некий Игрунов прислал Олегу Лурье, над качеством «наброса» никто не задумывался – все примеры, с помощью которых планировалось дискредитировать авиакомпанию, не проходят и самой простой проверки. В частности, чтобы опровергнуть тезис о том, что «Аэрофлот» стал монополистом, достаточно погуглить по запросу «Аэрофлот доля перевозок» - и увидеть массу сообщений о том, что доля компании на российском рынке пассажирских авиаперевозок может (но не обязательно) вырасти до 50%.

Второй аргумент - «Аэрофлот» задирает цены на билеты - опровергается еще быстрее. «К письму были приложены девять файлов. Удивительных по своей откровенной притянутости за уши. Так, в ценниках на якобы сверхдорогие авиабилеты «Аэрофлота» из Москвы в Калининград и обратно сосканированы самые дорогие прайсы от 15 до 17 тысяч рублей. А если внимательно посмотреть в сети предлагаемые «Аэрофлотом» ценовые предложения на эти же даты из Москвы в Калининград и обратно, то мы легко находим цену в… ПЯТЬ ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ», - пишет Олег Лурье, прилагая соответствующие сканы из обычного поисковика авиабилетов.

Эксперты подтверждают правоту журналиста. «У нас несколько десятков авиакомпаний, крупных больше 30. Из этого совершенно очевидно следует, что «Аэрофлот» никаким монополистом не является, да он никогда им и не был, - заявил доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский. - Если говорить о ценах, то я на этой неделе лечу в Крым, и билеты туда и обратно обойдутся мне в 7 тысяч рублей, то есть так, как это было заявлено еще в прошлом году».

Об этом же свидетельствует и Роман Гусаров. «Если брать долю на рынке, «Аэрофлот» однозначно не занимает монопольного положения. Если взять всю группу «Аэрофлот» – то это будет половина рынка, наверное. Но вторая половина пассажиров кем-то перевозится? На внутрироссийском авиарынке монополизм вообще невозможен - любая компания может подать заявку в Росавиацию на полеты по какому-то направлению, и Росавиация не может ей отказать. Поэтому ясно, что «Аэрофлот» не завышает цены – если бы он их завысил, то другие компании тут же вклинились бы с более низкими тарифами».

Возможно, понимая слабость основных тезисов своего ТЗ, заказчики предложили журналисту украсить текст цитатами тех, кто якобы стал жертвой «Аэрофлота». «Дан список «живых людей», от имени которых можно нести любую ложь в отношении «Аэрофлота», выдавая их за клиентов авиакомпании. А рядом с ними имеется скан надерганных из Интернета негативных высказываний в отношении «Аэрофлота». Начал проверять и обнаружил, что все эти вышеозначенные перлы взяты со всевозможных непрофессиональных форумов, где толпами бродят вечно недовольные тролли и рассказывают о том, как все в стране плохо. Начиная от Кремля и заканчивая «Аэрофлотом», - приводит пример Олег Лурье.

На что рассчитают «черные пиарщики», приводя столь шаткие аргументы? На нежелание большинства читателей проверять информацию? А может, кампания вообще не была рассчитана на широкую аудиторию, и главной задачей было за счет привлечения известных СМИ, журналистов и блогеров убедить заказчиков, что деньги потрачены не зря?

Кстати, подобные пиар-акции стоят сотни тысяч долларов. Кто в сегодняшней непростой экономической ситуации может свободно тратить такие суммы? И кому так сильно нужно очернить компанию, ставшую за последние годы «визитной карточкой» российского рынка авиаперевозок? «Аэрофлот» не первый год подряд получает престижнейшие награды и занимает топовые позиции в рейтингах европейских авиакомпаний. Стоит обратить внимание и на то, что массированная кампания «черного пиара» началась в тот момент, когда «Аэрофлот» закончил уникальную по своей масштабности операцию: перевез почти 2 миллиона пассажиров обанкротившегося «Трансаэро».

Российский рынок авиаперевозок довольно прозрачен, поэтому заказчика атаки на «Аэрофлот» установить будет несложно. Во всяком случае, Олег Лурье обещает это сделать и опубликовать результаты расследования. Ведь пиар-компания против «Аэрофлота» бьет не только по конкретной компании, но и по рынку авиаперевозок в целом. А это уже вопрос не столько нечестной конкуренции, сколько дестабилизации одной из важнейших отраслей экономики страны.

Так или иначе, но эта история может иметь совсем не то продолжение, на которое рассчитывали ее организаторы.

«Тот факт, что направленные против «Аэрофлота» публикации появились практически одновременно с разоблачительным материалом блогера Лурье о попытке проведения пиар-кампании против этого перевозчика, действительно наводит на мысль о взаимосвязанности этих событий, - заявил член Общественной палаты России Артем Кирьянов. - Как член Общественной коллегии по жалобам на прессу, предлагаю менеджменту «Аэрофлота» обратиться с заявлением в коллегию. Судя по той фактуре, которую мы видим, такое обращение будет иметь перспективы. «Черному пиару» нужно поставить заслон, чтобы впредь СМИ, да и блогосфера, ориентировались на объективность освещения событий». 

Андрей Михайлов


Ранее на тему Сотрудники «Оренбургских авиалиний» недовольны условиями «Аэрофлота»