Posted 12 февраля 2016,, 06:45

Published 12 февраля 2016,, 06:45

Modified 31 марта, 04:22

Updated 31 марта, 04:22

СМИ: Экспорт российских машин за рубеж в 2015 году снизился вслед за падением рубля

12 февраля 2016, 06:45

В прошлом году у большинства российских автозаводов снизились экспортные продажи. Государство надеялось, что поставки отечественных машин удастся нарастить благодаря слабому рублю, но в итоге экспорт АвтоВАЗа упал на 58%, а УАЗа — на 24%, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на источник в правительстве.

Объемы экспорта коммерческого транспорта снизились не так сильно. Так, у КамАЗа поставки в СНГ сократились на 20%, до 4,2 тыс. машин, экспорт в страны дальнего зарубежья вырос вдвое, до 1,6 тыс. машин. В итоге общие продажи завода на внешние рынки снизились на 4%, до 5,8 тыс. грузовиков. «Уралу» и вовсе удалось увеличить экспорт на 15%, до 2,3 тыс. грузовиков. В группе ГАЗ объем экспорта за 2015 год не раскрыли.

В GM-АвтоВАЗ сокращение экспорта в 2015 году на 40% объяснили снижением покупательской активности на основных внешних рынках — в Казахстане и Азербайджане — из-за ослабления курсов национальных валют. В «Соллерсе» тоже согласились, что снижение экспортных поставок УАЗа связано с нестабильной экономической ситуацией на основных рынках — в странах СНГ и ближнего зарубежья. Так, по данным Ассоциации казахстанского автобизнеса, в 2015 году продажи в стране упали на 40%, до 97,5 тыс. машин. Еще одним фактором снижения экспорта автозаводов как в Казахстан, так и в Белоруссию стало большое количество частных перекупщиков, которые в течение всего года из-за слабого рубля скупали машины у дилеров в России и перегоняли в свои страны. Кроме того, почти прекратился экспорт автомобилей на Украину.

По данным ФТС, в целом экспортные поставки легковых машин за 2015 год упали на 23%, до 97,4 тыс. машин. В дальнее зарубежье поставки выросли в 2,5 раза, до 11,3 тыс. машин, а продажи в СНГ упали на 30%, до 86 тыс. машин. Поставки грузовиков на экспорт снизились на 9%, до 20 тыс. штук.

Источники «Ъ» считают, что эффект для бюджета от экспортных субсидий, в отличие от других мер господдержки автопрома, стремится к нулю. Препятствуют развитию экспорта и другие факторы — в конце января Казахстан ввел утилизационный сбор с довольно высокими ставками.

Ранее сообщалось, что продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в России уменьшились в январе 2016 года 29,1% и составили 81,849 тыс. штук, следует из обзора комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

Лидером продаж в прошлом месяце была марка Lada (15,577 тыс. машин, падение на 11% в сравнении с результатом аналогичного периода 2015 года). На втором месте оказалась KIA (9,049 тыс.; снижение на 20%). Третью строчку занял Hyundai (8,010 тыс.; падение на 37%). Замыкают первую пятерку Toyota и Renault.
По итогам минувшего года продажи новых легковых автомобилей и LCV в России упали на 36%, составив 1,6 млн штук. В декабре было реализовано 147 тыс. машин, что на 45,7% меньше результата аналогичного периода предыдущего года.