Posted 9 марта 2016,, 18:45
Published 9 марта 2016,, 18:45
Modified 31 марта, 04:05
Updated 31 марта, 04:05
Казахстан, Азербайджан, Грузия, Украина и Белоруссия будут участвовать в транспортировке грузов в обход России по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ) — одному из коридоров китайского «Шелкового пути», проекта по доставке грузов из КНР в Европу. Основным маршрутом «Шелкового пути» является северный — через Казахстан, Россию, Белоруссию и далее в Европу.
ТМТМ — южный маршрут под названием «Шелковый ветер», из Казахстана через Азербайджан и Грузию и оттуда по двум направлениям — в Турцию или на Украину, через которую дальше в Белоруссию и до литовского порта Клайпеда на Балтике.
Эксперты, в свою очередь, в интервью DW отмечают, что у постсоветских стран, которые Москва хотела бы удерживать в сфере своего влияния, есть причины для углубления сотрудничества с Китаем в проектах, исключающих присутствие России.
При этом, несмотря на то, что, по данным московского Института энергетики и финансов (ИЭФ), «реальная стоимость перевозок по украинскому „Шелковому пути“ будет в 3 раза дороже» ожидаемой, аналитик киевского института Евроатлантического сотрудничества Владимир Горбач полагает, что в создавшейся ситуации для Украины любой транспортный проект в обход России будет перспективным. По его мнению, в данном случае снимаются риски запретов российских властей для украинских экспортеров и импортеров.
Эксперт напомнил, что Киев еще до конфликта с Москвой рассматривал как один из приоритетных маршрутов «Шелкового пути» обходной вариант через Закавказье.
«Украина с черноморскими портами может стать одним из ключевых звеньев китайского проекта», — говорит Горбач. По его словам, запрет России украинского транзита стал импульсом к развитию контейнерных перевозок через Черное море и Закавказье.
«Увеличение потока товаров по Транскаспийскому маршруту удешевит себестоимость перевозок», — считает аналитик. К ТМТМ может подключиться также курсирующий с 2003 года контрейлерный поезд «Викинг», который соединяет порты Одесса и Ильичевск через Минск с литовским незамерзающим портом Клайпеда.
Однако, добавляет Горбач, главным минусом этих начинаний может стать давление Москвы на страны Закавказья или на Казахстан как на экономического и военного союзника России. «Но думаю, что ожидания стран-участников обходного маршрута на капиталовложения со стороны Китая перевесят значение российского давления», — полагает украинский эксперт.
«Для союзника России по ЕАЭС Казахстана участие в Транскаспийском международном транспортном маршруте в обход российской территории может стать шансом на выход из тяжелого кризиса», — заявил казахский экономист Петр Своик.
«Маршрут „Шелкового пути“ через Россию неживой, и под него ничего не делается, нет инвестиций и нет совместных проектов с РФ», — подчеркнул эксперт. При этом, по его мнению, в участии Астаны в китайском проекте ТМТМ не стоит искать политическую подоплеку.
По его словам, ЕАЭС стал «набором нестыковок и несогласований и занят вопросами взаимной торговли вместо реализации инвестиционных проектов».
Своик отметил, что «братья-россияне озабочены Украиной, войной в Сирии, но никаких серьезных экономических планов с Казахстаном у них нет».
Инвестиции в Казахстан идут только из Китая, подчеркнул экономист. Причем реализация китайско-казахских транспортных проектов началась еще до начала проекта «Шелковый путь».В этой ситуации, убежден экономист, Казахстан «действует логично в предложенных ему обстоятельствах — крепко держится за все китайские предложения и вынужден выписываться в многовекторный интерес Китая», также как и другие участники ТМТМ — в расчете на грядущие инвестиции в совместные проекты.