Posted 28 марта 2016,, 11:10

Published 28 марта 2016,, 11:10

Modified 31 марта, 03:52

Updated 31 марта, 03:52

Эксперты нашли главную причину «инвестиционной паузы» в России

28 марта 2016, 11:10

Инвестиционная пауза в России впервые за последние 17 лет затянулась на 3 года, констатируют эксперты Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС).

В прошлом году реальный спад инвестиций в сегменте крупных и средних предприятий превысил 10%. В этом году, согласно прогнозу Минэкономразвития, спад продолжится.

«Инвестиционная пауза началась в России уже в 2013 году, несмотря на формально положительные показатели. Реальный рост инвестиций составил тогда 0,8 процента — фактически это уже был не рост, а стагнация», — указала в беседе с DW научный сотрудник РАНХиГС Ольга Березинская.

По ее словам, «после 1998 и до 2006 годов экономика России росла на импортозамещении, предпринимательской активности и начавшемся росте цен на нефть». «Потом до 2008 года решающим фактором был приток капитала и мировые цены. После завершения коррекционного роста в 2012 году был необходим новый драйвер роста. Однако он так и не был найден. И в этом, по сути, заключается главная причина начавшейся инвестиционной паузы», — уверена эксперт.

С этим согласен и завотделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Яков Миркин. «Еще до введения санкций в России начала падать норма инвестиций. Государство резко сократило крупные инвестиции. Частный бизнес и вовсе все последние 25 лет находился в режиме ограниченного инвестирования. Россия — это страна вывоза капитала. Добавьте к этому хронический дефицит „длинных“ денег в экономике», — заявил он DW.

Одним из проявлений инвестиционной паузы стала стагнация в строительном сегменте, который дает больше четверти всех финансовых вливаний в инфраструктуру. По словам Березинской, уже в 2013 году стройкомплекс перешел в режим консервации. «Были, конечно, крупные проекты — стройка к саммиту АТЭС, к Олимпиаде в Сочи. На них строительный комплекс рос и работал, наращивая мощности. Но после того, как задачи были выполнены, инвестиции стали сокращаться. Допинг в виде госпрограмм на тот момент иссяк», — отмечает эксперт. Новых крупных проектов, необходимых, для дальнейшего роста инвестиций, по ее мнению, недостаточно.

Работы на «длинных горизонтах» сегодня становится все меньше. Такова новая тенденция, считает директор департамента группы компаний «ФинЭкспертиза» Руслан Галеев. «Сейчас ведется активная интеграция краткосрочных проектов, когда поступление и возврат происходит в рамках короткого периода (менее года или операционного цикла). Собственно, компании и ведут жесткую конкуренцию за них», — сказал он, добавив, что уровень доверия бизнеса к долгосрочным проектам снизился.

Между тем, полагает Березинская, именно в долгосрочной перспективе инвестиции обеспечивают стабильность роста экономики. «Инвестиции имеют двойной эффект: в краткосрочном периоде они могут увеличивать текущий спрос, в долгосрочном — посредством модернизации обеспечивают качество и стабильность роста», — пояснила научный сотрудник РАНХиГС.

Со своей стороны, Миркин напомнил, что рецепт возвращения доверия у бизнеса прост и озвучивался не единожды: «дешевеющий кредит, ударные налоговые льготы за инвестиции, за модернизацию, снижение административного бремени, умеренно-слабый валютный курс рубля».

На его взгляд, ситуация в корне изменится только в случае, если любой экономический инструмент в государстве будет подчинен целям роста инвестиций и «высвобождения энергии бизнеса».

Впрочем, когда это произойдет и произойдет ли, эксперты сказать не берутся.