Posted 13 апреля 2016,, 16:56

Published 13 апреля 2016,, 16:56

Modified 31 марта, 03:40

Updated 31 марта, 03:40

Пассажиры «Трансаэро» летали на «африканских» самолетах

13 апреля 2016, 16:56
Практику замены деталей на лайнерах авиакомпании-банкрота эксперты называют "каннибализацией".

Группа «Аэрофлот» возьмет в лизинг лишь 25 из 34 самолетов, которыми ранее летали пассажиры "Трансаэро". Причиной отказа сразу от девяти воздушных судов стало их неудовлетворительное техническое состояние, сообщает издание «Лента.ру».

Если учесть, что суммарно «Трансаэро» эксплуатировала 104 борта, получается, что, проинспектировав только 34 лучших лайнера, «Аэрофлот» выявил непригодность к полетам почти 10% от всего авиапарка обанкротившегося перевозчика, отмечает издание. Остается лишь предполагать, сколько при должной проверке найдется неисправностей в остальных самолетах этой компании?

«Инженерно-технические специалисты провели детальную проверку технического состояния этих самолетов и пришли к выводу, что 9 воздушных судов не пригодны к эксплуатации. Проблемы в основном заключаются в двигателях. "Трансаэро" снимала запчасти с одних самолетов и ставила на другие. В первую очередь речь идет о замене двигателей. В итоге часто запчасть, принадлежащая одному лизингодателю, оказывалась на самолете, принадлежащем другому», - сообщил источник агентству ТАСС.

О том, что авиакомпания «Трансаэро» экономила на техобслуживании лизинговых самолетов и, сокращая издержки, в последний год просто переставляла запчасти с самолета на самолет, стало известно еще осенью прошлого года. Это принесло ряд проблем банкам, сдававшим перевозчику самолеты в лизинг.

«Подобная «каннибализация», в основном, характерна лишь для развивающихся стран или, как в случае с «Трансаэро», если бизнес замешан на кумовстве, - говорит профессор Никита Кричевский, главный научный сотрудник Института экономики РАН и член Общественного совета «Аэрофлота». - …Если речь пойдет о реализации таких самолетов - это уровень Африки, вот в Африку их можно и отправить, может, кто и купит. А скорее всего, эти самолеты окажутся на авиакладбище, а лизингодатели, опять же - государственные структуры, будут вынуждены понести убытки. Вот такая веселая у нас была авиакомпания. Мы об этом говорили много лет, но административный ресурс и элемент кумовства был настолько серьезен и велик, что власти предпочитали не обращать внимания на эту ситуацию».

Вполне закономерно сильно подержанные лизинговые авиалайнеры «Трансаэро» не вызвали интереса ни у одного частного российского авиаперевозчика. Парой грузовых Ту-204 Cargo заинтересовалась лишь «Почта России», которая планирует использовать их для доставки посылок из Китая.

«Это редкая удача, уникальный случай, когда самолеты, собранные буквально на «авиаколенке», не дали сбой, - продолжает Никита Кричевский. - Хотя летные происшествия с самолетами «Трансаэро» случались не раз, и тому есть масса свидетелей среди пассажиров, но это не попадало в прессу, потому что компания умела работать со СМИ… Но пассажирам очень повезло, что они летали на таких самолетах, играя в «русскую рулетку», и ничего не случилось».

Теперь «Аэрофлоту» приходится внимательно отбирать самолеты из парка «Трансаэро». Напомним, что ранее глава крупнейшей авиакомпании страны Виталий Савельев на встрече с президентом Владимиром Путиным сообщил о трудоустройстве более 2 тысяч бывших сотрудников «Трансаэро».

«Как «Аэрофлот» и собирался сделать, мы открыли 6060 вакансий в самом «Аэрофлоте» и в авиакомпании «Россия» для персонала «Трансаэро». К нам уже перешли на работу и работают более 2 тыс. человек - это бывшие сотрудники авиакомпании «Трансаэро», - сказал тогда Савельев. По его словам, перевозчик также заключил лизинговое соглашение со «Сбербанк-лизингом», «ВТБ-лизингом» и «ВЭБ-лизингом» на получение самолетов «Трансаэро» в парк «Аэрофлота».

Кстати, в прессе сообщается, что некоторые пассажиры уже начали высказывать возмущение тем обстоятельством, что предназначенные в лизинг группе «Аэрофлот» самолеты слишком старые и им уже более 15 лет. Хотя на этих же судах еще менее года назад они спокойно летали, не задумываясь об их возрасте. «Создается впечатление, что критически настроенные граждане прозрели внезапно, будто по отданной кем-то невидимым команде», - отмечают журналисты «Ленты.ру». Чтобы успокоить сомневающихся, стоит отметить, что инженеры «Аэрофлота» тщательно проверяют все самолеты и отсеивают те, которые могли бы вызывать сомнения в безопасности эксплуатации.

Самолеты «Трансаэро» действительно уже не новые, отмечают эксперты, и, взяв их, «Аэрофлот», кроме всего прочего, еще и спас отечественных лизингодателей. Очевидно, что они не смогли бы реализовать эти воздушные суда ни в России, ни за рубежом. С другой стороны, без этих самолетов сотрудников «Трансаэро» уже не удалось бы трудоустроить.

«Сегодня уже риска нет, авиакомпания «Трансаэро» не летает. У «Аэрофлота» все строго, четко, и такие самолеты он не возьмет до тех пор, пока они не будут приведены в состояние летной годности, – уверен главный редактор портала AVIA RU Network Роман Гусаров. - То есть все соответствующие комплектующие должны быть установлены, с нормальными документами. Если этого сделано не будет, «Аэрофлот» не сможет их взять. Причем, зная жесткость и принципиальность «Аэрофлота» в отношении требований обеспечения безопасности полетов, – не возьмет ни под каким давлением».

По словам Гусарова, «Аэрофлот», по большому счету, проявляет добрую волю и поддерживает, в том числе, и банковскую систему, которая когда-то профинансировала приобретение авиалайнеров. Согласившись взять себе лайнеры, группа «Аэрофлот» просто спасает отечественных лизингодателей, констатирует «Лента.ру». Очевидно, что данные воздушные суда вряд ли удалось бы пристроить в России или за рубежом. А без этого и сотрудникам «Трансаэро» не удалось бы так успешно трудоустроиться.

«Надо понимать, что «Аэрофлот» берет только самолеты, которые принадлежат нашим российским лизингодателям - «Сбербанк-лизингу», «ВТБ-лизингу», - это те самолеты, которые не могут вернуться на запад, западным лизингодателям и останутся в стране, - поясняет Роман Гусаров. - В принципе, они неплохо вписываются в бизнес-стратегию «России», но чтобы привести их в нормальное состояние, нужно вложить какие-то деньги. И на это уйдет какое-то время. Пока проведен только аудит, выявлены эти проблемы».

Никита Кричевский также не сомневается в надежности взятых «Аэрофлотом» в лизинг 25 воздушных судов.

«У «Аэрофлота» крайне серьезный подход к обеспечению технической исправности своих машин, - подчеркивает он. - У них невозможно что-то подделать на бумажке, что-то ластиком подправить, – это абсолютно исключено, потому что у «Аэрофлота» вся эта информация оцифрована и все неполадки и недостатки передаются буквально с борта самолета на землю в соответствующий компьютер, который все это фиксирует. Все это работает в ежедневном режиме, и руководство компании это видит. В эту систему нельзя влезть и что-то там подправить, подделать».