Posted 20 апреля 2016,, 11:58

Published 20 апреля 2016,, 11:58

Modified 31 марта, 03:36

Updated 31 марта, 03:36

Авиадебоширы вынуждают ужесточить закон

20 апреля 2016, 11:58
По мнению экспертов, нужно повысить права экипажа, чтобы сотрудники авиакомпании были юридически защищены в случае конфликта с хулиганами на борту.

В последние годы российские авиакомпании все чаще бьют тревогу о проблеме с дебоширами на бортах воздушных судов. Число инцидентов с ними неуклонно растет, перевозчики терпят убытки, срываются рейсы, страдает репутация авиаторов и спокойствие пассажиров. По мнению экспертов, причина этого негативного, а порой и опасного явления - в слишком мягких законах, регламентирующих поведение пассажиров в самолетах. Повлиять на ситуацию могут российские депутаты, изменив действующее законодательство, однако пока они не спешат ужесточать ответственность за хулиганское поведение в воздухе, отмечает «Комсомольская правда».

О том, что проблема авиадебоширства в нашей стране реально существует, красноречиво говорят постоянно повторяющиеся инциденты на воздушных судах. Так, 18 апреля прямо перед вылетом из Краснодара в Минск командир судна вызвал полицию, и сотрудники правоохранительных органов забрали прямо из самолета пьяного пассажира, устроившего шумный скандал, едва расположившись в салоне лайнера.

16 апреля «Аэрофлоту» пришлось задержать рейс из Тель-Авива в Москву из-за хулиганского нападения пассажира на члена экипажа. В результате столь вопиющее нарушение правил поведения на борту сорвало график полетов. 13 апреля неадекватный пассажир, оказавшийся наркоманом, устроил дебош в самолете, следовавшем из Москвы во Владивосток: сначала он потерял сознание в туалете, а затем, когда его привели в чувство, начал паниковать. Мужчина сбросил с себя одежду и полез открывать аварийный выход, ударив пытавшегося помешать ему бортпроводника. Члены экипажа с помощью пассажиров с трудом смогли скрутить буйного нарушителя ремнями, пледами и подручными средствами и более шести часов удерживали его в кресле.

Вред авиакомпаниям от подобных недисциплинированных действий очевиден. Это и убытки, и нарушение летного расписания, и удар по репутации. Решение же проблемы существует, причем довольно давно. В Госдуме несколько лет лежит законопроект об уголовной и административной ответственности для нарушителей правил безопасности во время полетов.

Этот документ должен разрешить российским перевозчикам отказывать в полете дебоширам, которых включат в специальный реестр Росавиации, еще до взлета.

Стоит отметить, что отечественные авиакомпании активно поддерживают введение таких законов. К примеру, еще с 2012 года национальный перевозчик «Аэрофлот» добивается введения черных списков и разработки юридической процедуры, которая позволит авиаторам отказываться от перевозки проблемных пассажиров и расширит полномочия членов экипажа в случаях урегулирования конфликтов с дебоширами на борту.

Законопроект поддерживает и авиакомпания «ЮТэйр», также страдающая от неадекватного поведения пассажиров на борту. К примеру, в 2013 году ее сотрудникам даже пришлось связать хулигана скотчем. К слову, целый ряд иностранных перевозчиков использует для таких целей наручники.

Однако, несмотря на все обращения авиаторов и их собственную работу в решении проблемы, законопроект все еще находится в «подвисшем» состоянии.

У того же «Аэрофлота», к примеру, есть внутренняя база пассажиров, нарушающих правила поведения на борту. В марте 2016 года в ней числились 2883 человека. Информация на потенциальных дебоширов имеется, но отказать им в полете по закону нельзя. Других же способов надежно обезопасить пассажиров от авиахулиганов практически нет.

Поэтому из-за непроработанной юридической базы российские авиакомпании продолжают нести прямые убытки и спешно латать бреши в репутации после каждого подобного инцидента на борту их лайнера.

Глобально проблема авиахулиганства всерьез вредит как пассажирам, так и перевозчикам, уверены эксперты, и с этим нужно бороться.

«В каком-то смысле это показывает уровень культуры населения. Касательно такого закона необходима серьезная работа – там много аспектов и тонкостей. Легко принять глупый закон, хороший закон принять трудно, - считает главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий.

По его словам, разработка эффективного механизм противодействия авидебоширам должна опираться на несколько факторов.

«Во-первых, нужно повысить права экипажа, чтобы экипаж был законодательно защищен и считалось юридически, что он находится на борту при исполнении служебных обязанностей, - уверен Синицкий. - Сейчас, когда бортпроводник общается с пассажиром, это, условно говоря, два частных лица выясняют между собой отношения. В этой ситуации бортпроводники никак юридически не защищены. Ведь нет такой проблемы, к примеру, что полиция страдает от каких-то дебоширов, потому что полицейский – это лицо, исполняющее служебные обязанности и наделенное полномочиями. Весь механизм государства здесь обеспечивает его защиту. Конечно, не в такой степени, но все же необходимо, чтобы и экипаж на своем уровне знал, что находится при исполнении служебных обязанностей. Во-вторых, меры мягкого сдерживания должны быть грамотно сертифицированы. Потому что, к примеру, дебошира связывают, потом у него какая-нибудь болезнь от этого начинается и он уже предъявляет огромные иски. Сертификация всех этих мер крайне важна. Ну и о повышении культурного уровня жителей страны тоже не следует забывать».

Возможно, в этом вопросе российским парламентариям стоит присмотреться к опыту других стран, законодательно помогающих наводить порядок на борту самолета. Например, еще в прошлом году авиационные власти Китая указали в правилах поведения в аэропортах и самолетах 11 недопустимых нарушений порядка, которые будут наказываться запретами на полеты. Более того, пять китайских авиакомпаний (Air China, China Eastern, China Southern, Hainan Airlines и Spring Air) решили вместе противостоять авиадебоширам: перевозчики будут обмениваться информацией о пассажирах-нарушителях и передавать ее в госведомства по туризму и гражданской авиации. Попавшим в "черный список" авиакомпания может отказать в праве на покупку билетов. Начало уже положено: три гражданина КНР в течение двух лет не смогут летать самолетами этих перевозчиков.