Posted 18 мая 2016,, 13:26

Published 18 мая 2016,, 13:26

Modified 31 января, 10:14

Updated 31 января, 10:14

Россия и Беларусь объединились в поисках инноваций

18 мая 2016, 13:26
Оба государства проявили интерес к перспективному проекту струнного транспорта — SkyWay.

Уже около полугода на территории Республики Беларусь строится экспериментальная площадка SkyWay. Инновационный проект по созданию городской, грузовой и высокоскоростной транспортных систем был запущен прошлой весной — именно тогда власти республики выделили в аренду земельный участок площадью 35 га. Ожидается, что уникальная по ряду показателей система SkyWay будет представлена общественности в 2017 году.

На масштабный проект обратила внимание и Россия. В начале 2016 года экспертный совет при Министерстве транспорта РФ признал технологию SkyWay инновационной, а 25 марта состоялось заседание рабочей группы по повышению инновационности государственных закупок в транспортном комплексе России, на котором присутствовали и представители SkyWay. Юридически компания зарегистрирована в Великобритании, но проект можно по праву назвать отечественной разработкой — автор и изобретатель SkyWay Анатолий Юницкий родился и вырос на территории Советского союза, говорит на русском языке.

Проект струнного транспорта существует без малого 40 лет. За это время команда разработчиков, не имея достаточного количества средств для полномасштабного строительства системы, тем не менее смогла собрать существенную доказательную базу того, что струнный транспорт потенциально успешен с коммерческой точки зрения и способен привлечь инвестиции из-за рубежа. Техническая состоятельность проекта подтверждена Институтом проблем транспорта РАН имени Н.С. Соломенко, Московским институтом материаловедения и эффективных технологий, Московским архитектурным институтом, Госстроем России и Петербургским государственным университетом путей сообщения. Согласно оценке Российской академии наук, инновационная транспортная технология SkyWay является наиболее экономичной, экологичной и безопасной из всех известных и перспективных транспортных систем.

Проектом уже заинтересовались потенциальные заказчики. Австралийская консалтинговая компания MBMpl PTY Ltd, специализирующаяся на строительстве инфраструктуры, произвела оценку технологии SkyWay и подтвердила в разы более низкую стоимость предлагаемой технологии по сравнению с ее традиционными аналогами. Летом 2015 года президент группы компаний SkyWay Анатолий Юницкий и бывший директор департамента планирования, транспорта и инфраструктуры Южной Австралии Род Хук согласовали дорожную карту применения технологии SkyWay на территории Австралии и подписали соглашение о взаимодействии.

Интерес же России и Беларуси в отношении рискованного (как и любая инновационная разработка), но перспективного стартапа угадать несложно: таким «автономным», самодостаточным проектам покровительствовать очень удобно. Они не претендуют на финансирование (демонстрационный центр ЭкоТехноПарк строится благодаря краудинвестингу), однако не прочь выступить под эгидой авторитетной госструктуры. Особенно это актуально на территории постсоветских государств, где в сознании граждан укрепилось представление, что государственное — значит надежное.

Инновационная политика России и Республики Беларусь уже долгое время существует в режиме хронической отсталости — речь идет даже не о том, чтобы обогнать другие страны, а о том, чтобы хотя бы не увеличить дистанцию. Причиной тому стало ослабление интеллектуальной мощи в результате «философских пароходов», репрессий, утечки мозгов после развала СССР. Сейчас оба государства, наконец, делают попытку воскресить то, что считается давно утерянным, и встать на инновационный путь развития.

Однако порой этому препятствует сложившееся много лет назад отношение к изобретениям и научным открытиям: на территории бывшего СССР наука ориентирована на теоретическое развитие, а не на получение прибыли. В условиях монополии госзаказа на инновации при создании новых продуктов не существовало других источников финансирования, многие изобретатели только за рубежом получали возможность воплотить свои идеи и даже достигали коммерческих успехов. «Жизнь [ученого] в Америке — совсем другая. Не лучше, не хуже, просто очень иная. Гораздо большую роль играют деньги, — отмечал российский ученый с мировым именем Артем Оганов. — Например, если вы привлекаете гранты, вас факультет очень любит. А если не приносите денег, они смотрят на вас и думают: «Ну, что же ты?».

Процесс получения финансирования на исследования в России тормозит также и бумажная волокита. В настоящее время бюрократическая система работает не на производство, а на блокировку интеллектуального труда. В конечном итоге «миграция» советских ученых стала одной из главных причин того, почему сейчас любой инновационный проект отечественного происхождения воспринимается как нечто из ряда вон выходящее и вызывает в лучшем случае настороженность. Поэтому, когда несколько лет назад на горизонте замаячил явный лидер в сфере транспорта, это сразу же вызвало волну негатива и недоверия.

Что же касается Республики Беларусь, то президент Александр Лукашенко еще в своей предвыборной программе-2015 наметил три главных ориентира развития, три стратегических цели — занятость, экспорт и инвестиции: «Инвестиции — это развитие страны, новые технологии и новое качество жизни для каждого белоруса». Поэтому неудивительно, что Беларусь, глядя на несколько шагов вперед, с готовностью предоставила в аренду земельный участок под строительство ЭкоТехноПарка SkyWay и выступила с поддержкой струнного транспортного проекта, который, по прогнозам, сулит инвестиции извне.

Самому автору SkyWay Анатолию Юницкому по большей части все равно, какая страна станет родиной для инновационного проекта и где конкретно будет дан старт струнному транспорту. Из многочисленных интервью Юницкого становится очевидным, что его планы интернациональны. Главное для ученого — чтобы эффективный проект был реализован.

Максим Сергеев