Posted 3 июня 2016,, 06:01

Published 3 июня 2016,, 06:01

Modified 31 марта, 03:07

Updated 31 марта, 03:07

Бизнес нуждается в защите от рейдерства с участием госорганов

3 июня 2016, 06:01
Участники круглого стола в Госдуме обеспокоены масштабами и последствиями для экономики страны отъема собственности с помощью чиновников и правоохранителей.

Административное бремя на бизнес усилилось. Об этом заявил председатель комитета Госдумы РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков на круглом столе, посвященном реализации послания президента России о защите прав предпринимателей. По данным парламентария, несмотря на официальную статистику, свидетельствующую о сокращении количества административных проверок, их число по-прежнему велико – «около 2 миллионов».

Аксаков напомнил о том, что президент Владимир Путин «уделил особое внимание вмешательству силовых структур в деятельность бизнеса». При этом нередки случаи, когда по анонимному сигналу возбуждаются дела и ведется следствие в отношении компаний или в интересах организаций, которые уже много лет не существуют.

По данным президента фонда «Центр политических технологий» Игоря Бунина, в прошлом году число проверок бизнеса удалось сократить на полмиллиона. Однако эксперт считает, что административное давление со стороны чиновников на предпринимателей все равно «приобрело угрожающие масштабы». Он обратил внимание на данные Генеральной прокуратуры РФ, которая в прошлом году выявила 32 тысячи коррупционных преступлений. Многие предприниматели, отметил Бунин, боятся обращаться в суд, а также заявляют, что сталкиваются с криминальным давлением на бизнес. В связи с этим, говорит президент фонда «Центр политических технологий», в предпринимательском сообществе сильные пессимистические настроения. Кроме того, административное давление повышает издержки бизнеса, которые переносятся на потребителей и приводят к снижению конкурентоспособности российских товаров.

Наибольшим риском Бунин считает рейдерство со стороны государственных чиновников. «Большая опасность для бизнеса и общества состоит в том, что часто рейдерство выглядит как комплекс вполне законных действий, особенно на первых этапах захвата», - сообщил эксперт. Классической рейдерской схемой он назвал возбуждение уголовного дела против собственника предприятия по инициативе одного из силовых ведомств. В период расследования предприниматель, рассказал Бунин, имеет ограниченные возможности влиять на ситуацию, из-за чего к его компании накапливается масса исков и у нее возникают финансовые проблемы. «После этого собственник или соглашается продать свою долю по заниженной цене или лишается ее после долгого судебного процесса», – отметил Игорь Бунин. В качестве примера он привел ситуацию с аэропортом «Домодедово».

Напомним, в 2011 году в «Домодедово» произошел теракт. В том же году следственные органы и суды установили, что вины аэропорта в произошедшем не было. Однако четыре года спустя в отношении владельца «Домодедово» Дмитрия Каменщика возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 238 УК РФ - «выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц». Также под следствием находятся бывший директор аэропортового комплекса Вячеслав Некрасов, экс-руководитель российского представительства компании «Эрпорт Менеджмент Компани Лимитед» Светлана Тришина и бывший управляющий директор ЗАО «Домодедово Эрпорт Авиэйшен Секьюрити» Андрей Данилов.

По словам Игоря Бунина, представителями СКР озвучивалась цифра «чуть ли не в $1 млрд» материальных претензий, а следствием составлялся «реестр объектов аэропорта, подлежащих аресту». Эксперт рассказал, что Генеральная прокуратура несколько раз направляла требования в Следственный комитет России прекратить уголовное дело и освободить обвиняемых. 6 июня Мосгорсуд планирует рассмотреть представление Генпрокуратуры и апелляционные жалобы адвокатов на решение Басманного суда продлить домашний арест обвиняемых до 28 июля 2016 года.

«Мы столкнулись со случаем, когда впервые в истории объект террористической атаки, владелец объекта и менеджмент подвергаются уголовному преследованию», - отметил принявший участие в круглом столе в Госдуме заместитель директора по внешним связям аэропорта «Домодедово» Денис Нуждин. По его словам, несмотря на принципиальную позицию по этому вопросу Генеральной прокуратуры, «результата никакого нет». Нуждин напомнил, что благодаря инвестициям, которые Дмитрий Каменщик и его команда направили на развитие «Домодедово», на сегодняшний день аэропорт является градообразующим предприятием, дающим больше 50% доходов в Домодедовском районе. Также аэропорт обеспечивает рабочими местами 14 тысяч собственных сотрудников и 15 тысяч человек из сторонних организаций.

«Бизнес должен выполнять законы и быть социально ответственным», - заявил заместитель директора по внешним связям аэропорта. В то же время он считает, что следственные мероприятия в отношении предпринимателей требуют существенной законодательной корректировки. В частности, Нуждин заявил, что необходимо наделить прокуратуру полномочием ограничить следственные органы в выборе меры пресечения. По его словам, если надзорное ведомство не поддерживает арест или домашний арест, тогда и следователь должен пользоваться другими мерами пресечения. Ранее, по словам представителя аэропорта, аналогичное предложение высказывал адвокат Михаил Барщевский. Заместитель начальника Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства, начальник Управления по надзору за соблюдением прав предпринимателей Генеральной прокуратуры РФ Алексей Пухов отметил, что такое правило действовало.

«Рейдерство – это большая проблема, - заявил Пухов. - Мы знаем, что это уголовно-правовая проблема не одного дня, у нас до сих пор нет уголовной статьи за рейдерство». Представитель Генеральной прокуратуры сообщил, что «предприниматели боятся обращаться в правоохранительные органы, опасаясь мести недобросовестных контролеров». В связи с этим, по его словам, надзорное ведомство осуществляет мониторинг Интернета и СМИ. Благодаря принятым прокуратурой мерам в прошлом году «было пресечено 171 тысяча нарушений законов по правам предпринимателей, внесено 30 тысяч представлений, 25 тысяч протестов, в суд направлено 3 тысячи исков, возбуждено 98 уголовных дел».

Анатолий Аксаков сообщил, что в Государственной думе обсуждается несколько законодательных актов, которые должны регулировать вопросы, связанные с контрольно-надзорной деятельностью. По словам парламентария, принять ряд ключевых решений по вопросу снижения административного давления на бизнес Госдума планирует в осеннюю сессию.

Дарья Истомина