Posted 14 июня 2016,, 07:06

Published 14 июня 2016,, 07:06

Modified 31 марта, 03:00

Updated 31 марта, 03:00

СМИ: Китайцы начинают «захватывать» российский рынок труда

14 июня 2016, 07:06

Российский рынок труда все сильнее ощущает влияние китайских работодателей, констатирует газета «Ведомости».

В частности, в кадровом агентстве «Юнити» количество обращений от работодателей из Китая с 2013-го по 2016 год выросло в 4 раза, указывает руководитель группы подбора персонала Елена Тимошкина. По ее словам, китайцы открывают бизнес везде — от Москвы до Дальнего Востока.

Как отмечает менеджер, китайские компании стремятся занять ниши, которые раньше контролировали европейские производители: поставки автомобилей, строительной техники, приборов, охранных систем, промышленных роботов и комплектующих.

Работать сейчас в России выгодно, поясняет Алексей Петропольский, директор юрфирмы Urvista, которая занимается регистрацией китайского бизнеса в России и оформлением рабочих виз.

По его оценкам, себестоимость производимой в России продукции примерно в 1,5 раза ниже, чем в Китае, — прежде всего за счет более дешевой рабочей силы: средняя зарплата российского рабочего составляет $300 — за такие деньги не согласится работать ни один специалист из КНР.

Кроме того, китайских бизнесменов в Россию влекут и более низкие издержки на логистику: возить товар в Европу дешевле, например, из Брянской или Смоленской области, нежели из Китая, поясняет он. Налоговая нагрузка в России меньше, чем в Китае, обращает внимание Петропольский.

Персонал активно набирают как уже работающие в России китайские компании, так и новые игроки, говорит директор компании «Анкор. Высокие технологии» Ольга Новикова. По словам же руководителя направления подбора персонала ManpowerGroup по России и СНГ Илоны Иванс, особенно много предпринимателей из КНР в телекоммуникационной отрасли — производство оптоволокна, телефонов, мобильных приложений и др., набирают персонал китайские софтверные компании.

Вместе с тем, указывает Тимошкина, китайцы очень придирчиво выбирают персонал. Они ищут менеджеров по продажам с опытом работы от трех лет, утверждает Новикова. Им также нужны инженеры по технической поддержке оборудования и программного обеспечения. Из-за подорожания доллара крупные дистрибуторы импортных товаров (прежде всего высокотехнологичного оборудования и программного обеспечения) сократили более 20% персонала, в том числе квалифицированных инженеров, техников и менеджеров по продажам. Их охотно нанимают китайские работодатели — на меньшие зарплаты, например за 80 тыс. руб. в месяц вместо 100 тыс. руб., которые, скажем, инженер прежде получал в российской компании, говорит эксперт.

Для китайцев главное требование к соискателям — верность компании, делится Новикова. По ее словам, идеальный кандидат для китайской компании — человек, проработавший у предыдущего работодателя не менее трех лет, знающий английский язык и готовый интенсивно трудиться за небольшую зарплату. Китайские работодатели не из тех, кто склонен много платить сотрудникам, говорит она. Российский рынок труда привлекателен для китайских компаний, потому что зарплаты здесь в среднем на $200 ниже, чем в Китае, отмечает Тимошкина. При этом знание китайского языка очень желательно. Так, по данным HeadHunter, количество вакансий для владеющих китайским языком увеличилось с 993 в 2011 года до 3 тыс. 910 в 2015 году. Также потенциальный сотрудник должен принимать восточную корпоративную культуру, замечает Иванс.