Posted 14 июня 2016,, 15:53

Published 14 июня 2016,, 15:53

Modified 31 марта, 03:00

Updated 31 марта, 03:00

Низкая инфляция важнее доступных кредитов

14 июня 2016, 15:53
Глава Центробанка Эльвира Набиуллина не поддалась на призывы депутатов резко опустить ключевую ставку.

Глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина отчиталась во вторник в Госдуме о своей работе за 2015 год. Судя по тону выступления, нынешний руководитель главного банка страны чувствует себя на занимаемом посту вполне уверенно.

«Российская экономика показала способность к адаптации, причем не пассивной. Многие секторы смогли показать рост на фоне ухудшающихся условий, при этом есть предприятия, которые пользуются новыми возможностями и показывают потенциал для развития», - сообщила депутатам Набиуллина, попутно указав на уже набившую всем оскомину «необходимость структурных реформ».

В самом отчете действия руководства ЦБ в минувшем году оцениваются положительно. В нем, в частности, отмечается, что переход к режиму свободно плавающего валютного курса позволил экономке подстроиться к изменению внешних условий и создал предпосылки для повышения самостоятельности денежно-кредитной политики.

В ЦБ довольны тем, что им удалось не допустить чрезмерного колебания курса рубля, довести долю монетарного золота в составе активов до 100%, вывести с рынка «недобросовестные и нежизнеспособные организации» (в частности, лицензий лишились 93 банка), запустить национальную платежную систему и т.д.

Отдельно Набиуллина успокоила депутатов словами о том, что безоглядную эмиссию в стране пока никто проводить не собирается. «Нам удалось сохранить доверие к финансовой системе и сейчас пугающие рынок ограничение движения капитала или запуск печатного станка всерьез не воспринимаются», - сказала глава ЦБ.

Набиуллина решила всерьез сосредоточиться на борьбе с инфляцией, снижение которой ей видится одним из главных условий экономического роста. В ЦБ рассчитывают, что к концу 2017 года инфляция в стране опустится до 4%. «При этом Банк России снижает инфляцию не любой ценой, а учитывает ситуацию в экономике, рассматривает вопросы финансовой стабильности при принятии решений», - подчеркнула Набиуллина.

Глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров также поспешил заверить коллег, что «недостижимый идеал» в виде указанного уровня инфляции «становится реальностью».

Радость главы ЦБ и единороссов отказались разделить депутаты из других думских фракций. «Продвигаемый тезис о низкой инфляции как условии экономического роста не убедителен. Сегодня предприятиям сложно планировал свою деятельность», - возразил коммунист Борис Кашин.

Главной проблемой монетарной политики властей депутаты считают дорогие кредиты, которые не позволяют инвестировать в российское производство, в то время как сами банки «купаются» в деньгах, выданных им государством в рамках докапитализации, а также привлеченных по вкладам населения.

«Как можно при ключевой ставке в 10,5% вести бизнес?», - возмущался депутат от КПРФ Николай Коломейцев. «Сколько денег вы потратили на санацию банков и сколько дошло до реального сектора?», - вторил ему либерал-демократ Сергей Катасонов. Другие депутаты спрашивали, не лучше ли отказаться от погони за призрачной «низкой инфляцией» и выдать предприятиям дешевые кредиты.

На все эти вопросы Набиуллина отвечала, что в ЦБ хотят сделать ставку по кредитам доступной, но «не ценой инфляции». Она напомнила, что в прошлом году ключевая ставка снижалась пять раз - с 17% годовых в начале года до 11% в августе. «Стабильно низкая инфляция нужна, чтобы люди могли планировать свои бюджеты, а бизнес - инвестиции в производство. Нынешняя инфляция в 7% - это много, она съедает доходы граждан, в этих условиях просто не будет «длинных денег», - увещевала парламентариев Набиуллина.

Примерно в таком же духе она отвечала и на другие претензии, касающиеся докапитализации банковского сектора и отказа обязать часть экспортеров продавать валютную выручку. Так, «эсер» Михаил Сердюк обратил внимание на то, что в рамках программы докапитализации банковского сектора до самих предприятий дошло лишь чуть более четырех процентов от всех выделенных средств. «Остальные деньги пошли на перекредитование банков и решение косвенных задач. Причем зачастую поддерживали не сами банки, а их владельцев», - сказал депутат.

Однако Набиуллина заявила, что считает программу докапитализации «эффективной». «Она позволила создать достаточный капитал для того, чтобы финансирование реального сектора продолжалось», - подчеркнула глава ЦБ.

В то время как единороссы заявили о поддержке курса Центробанка, представители других думских фракций признались, что их не устраивает кредитно-денежная политика властей. «Два десятка цепких либеральных экономистов крепко держат всю финансовую систему страны», - сокрушался коммунист Кашин. «Эсер» Михаил Емельянов заявил, что отказ ЦБ снизить ключевую ставку провоцирует экономический спад. «Рост не начинается из-за дорогих кредитов. В банковском секторе стала накапливаться свободная ликвидность, а у предприятий нет возможности привлечь средства», - заметил депутат. Он уверен, что опасения насчет риска разгона инфляции, которыми аргументируется нежелание резко снижать, «преувеличены».

«Банкиры жируют», а сам ЦБ работает под контролем МВФ, убежден в свою очередь лидер ЛДПР Владимир Жириновский. «На 90 млрд долларов накупили облигаций США – нашего потенциального противника. Зачем? Лишаете банки лицензий – правильно, но кто виноват, что их столько открыли? Кто эти банкиры, чьи вкладчики теперь лишились сбережений? Не пора ли подумать об ответственности? Кроме того, куда за два года были потрачены более $150 млрд из резервов? Мы получим отчет?» - сыпал Жириновский вопросами, ответа на которые он так и не получил.

Елена Земскова