Posted 20 июня 2016,, 14:33

Published 20 июня 2016,, 14:33

Modified 31 января, 10:41

Updated 31 января, 10:41

Кому достанется ММТП?

20 июня 2016, 14:33
Попытки федерального центра нормализовать работу Махачкалинского порта натолкнулись на сопротивление местных властей, отмечают «Аргументы недели».

В единственном в России незамерзающем порту на Каспии «Махачкалинский морской торговый порт» («ММТП») разразился очередной скандал, разрешить который, по мнению экспертов, теперь могут только в Москве. Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов выступил против решения Минтранса о назначении нового директора порта.

В конце мая управляющее «ММТП» Федеральное агентство морского и речного транспорта («Росморречфлот») не продлило контракт директора порта Ахмеда Гаджиева, а назначило на эту должность Андрея Гормаха, выходца из МВД и ФСКН, ранее работавшего в структурах «Транснефти».

Вскоре после этого решения в порту прошли митинги против назначения нового руководства, которые едва не обернулись вооруженным столкновением. «Кульминацией скандала стало подкрепленное фотографиями сообщение о том, что в порту начали раздавать оружие», — пишет дагестанский сайт «Годекан».

Как говорят эксперты, сотрудников на митинги, скорее всего, вывела сама администрация порта. «На снимках с митинга действительно были видны люди с оружием, один даже нес два автомата», — подтвердил политический обозреватель газеты «Свободная республика» Эдуард Уразаев.

В дело вмешался глава республики Рамазан Абдулатипов, который, как сообщали дагестанские СМИ, направил в правительство письменное ходатайство с просьбой сохранить на посту гендиректора «ММТП» Ахмеда Гаджиева.

«Всех наблюдателей внутри республики удивило, что Абдулатипов пошел на такие риски — идти вразрез с решением федерального ведомства», — добавляет Эдуард Уразаев.

Эксперты предполагают, что мотивацией главы республики пойти против решения федерального центра мог быть личный интерес. «Ну, очевидно, Абдулатипова кто-то очень сильно попросил, чтобы он этому (смене руководства) помешал. Абдулатипов порой вообще ведет себя вызывающе. Я считаю, что он, конечно, не должен был в это дело вмешиваться, это не его прерогатива. Почему он это сделал, мне трудно сказать. Возможно, у него есть какой-то интерес», — считает член Общественной палаты РФ, руководитель рабочей группы по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе (2010 год) Максим Шевченко.

За «ММТП» борьба идет уже более десяти лет, его неоднократно пытались пустить с молотка, но каждый раз по различным причинам исключали из списка приватизации.

«На этот раз все началось с претензий „Транснефти“, которая начала фиксировать потери в порту, через который и наша, и казахстанская нефть поступает в Европу, — пояснил президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. — Для „Транснефти“ и страны в целом это очень стратегическое направление, и неудивительно, что федеральное ведомство хотело бы подготовить актив к приватизации и сделать его более прозрачным, без утечек и серых схем».

До 2010 года для повышения грузооборота в ММТП были вложены многомиллионные инвестиции из федерального бюджета (созданы сухогрузная гавань с перегрузочным комплексом, причалы для генеральных, навалочных грузов и контейнеров, железнодорожный, автопаромный, зерновой терминалы). По плану уже сейчас грузооборот порта должен был составлять 8—8,5 млн тонн наливных грузов и 3,5 млн сухих, но по факту в прошлом году ММТП обработал всего лишь 3,83 млн тонн грузов (на 22,6% меньше, чем в 2014 году).

После появления вооруженных людей вблизи порта во время митинга против нового руководства компания «Транснефть» сообщила о криминальных угрозах транзиту нефти в махачкалинском порту. «В „Транснефть“ регулярно поступают обращения грузоотправителей в связи с потерями и проблематичными ситуациями при перевалке нефти из танкеров на терминал АО „Дагнефтепродукт“ в порту Махачкала для транспортировки в порт Новороссийск… Криминальная обстановка на АО „Дагнефтепродукт“ и бездействие республиканских административных структур фактически приводит к закрытию экспортных потоков нефти Каспия через единственную инфраструктуру Российской Федерации, принадлежащей государству», — говорится в сообщении компании.

Помимо «Транснефти» проблемы в Махачкалинском порту были и у других российских нефтяников. «Компания ЛУКОЙЛ снизила количество отгружаемой нефти через порт Махачкала почти в два раза, перенаправив объемы в нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан (БТД)», — говорится в пресс-релизе «Транснефти». Источники, близкие к ЛУКОЙЛу, сообщают, что компания сократила перевалку через Махачкалу после того, как обнаружила хищения нефти на «Дагнефтепродукте». Нефть ЛУКОЙЛа сотрудники «Дагнефтепродукта» сливали в свое нефтехранилище, разбавляя недостающие объемы водой и мазутом.

Эксперты считают, что исправить ситуацию с уходом нефтяных компаний из порта помогло бы вмешательство федеральных властей. «Махачкалинский торговый порт долгое время был фактически вне контроля федерального центра. Претензии к работе порта есть у многих российских нефтяных компаний — „Транснефти“, ЛУКОЙЛа, которые сокращают объемы перевалки через Махачкалу. Но сейчас федеральные власти вроде взялись наводить порядок в Махачкалинском порту, начав со смены менеджмента», — говорит старший научный сотрудник направления «Политическая экономия и региональное развитие» института им. Гайдара Сергей Жаворонков.

Все те проблемы, которые есть сейчас у «ММТП», отпугивают и зарубежных партнеров. Раньше большие надежды на увеличение грузооборота Махачкалинского порта были связаны с развитием транспортного коридора из Ирана в Россию через Дагестан. Предполагалось, что для иранской сельхозпродукции, поступающей на российский рынок, будут созданы так называемые «зеленые коридоры» по линии таможенной и фитосанитарных служб. Дагестан должен был стать основным регионом, через который шли бы поставки из Ирана. Но в апреле стало известно, что иранская сторона заморозила переговоры с Дагестаном и решила перенаправить потоки грузов, идущих через Каспийское море, на север, в порт Астрахани. Дагестанские СМИ писали, что причин для такого решения у иранцев было несколько: Иран привык иметь дело с надежными партнерами с чистым бизнес-досье. «ММТП» назвать надежным партнером сложно — уже не первый год никак не решится вопрос с формой собственности предприятия, растет число криминальных случаев в порту, финпоказатели оставляют желать лучшего.

Сейчас конфликт перешел в юридическую плоскость: судя по всему, решение Росморречфлота пытаются отменить на том основании, что якобы некий никому не известный житель Магомед Кантаев, медбрат по образованию, подал в Гудермесский городской суд Чеченской республики заявление о том, что его не допустили к участию в конкурсе на замещение должности директора морского порта. Несмотря на то, что такое заявление должно было быть подано в Москве, по месту нахождения ответчика — «Росморречфлота», Гудермесский городской суд не только удовлетворил это ходатайство, но и приостановил издание приказа о назначении Гормаха директором «ММТП». В свою очередь «Росморречфлот» сообщил, что не получал от Магомеда Кантаева никаких заявлений на участие в состоявшемся конкурсе, куда были допущены все кандидаты.

«Несмотря на то, что дело перешло в юридическую плоскость, есть вероятность, что противостояние может стать и силовым, — говорит старший научный сотрудник РАНХиГС Константин Казенин. — Слишком высок градус накала между различными региональными группами влияния и федеральными».

Дмитрий Абзалов считает, что теперь конфликт за такой стратегический актив должен быть решен либо на уровне премьер-министра, либо самого президента. «Вообще, это исключительный случай, когда в споре за объект приватизации глава региона занимает позицию, противоречащую воле федерального центра, — говорит Абзалов. — Обычно власти стремятся сохранить баланс прежде всего для сохранения стабильной работы предприятия».