Posted 24 июня 2016,, 13:54

Published 24 июня 2016,, 13:54

Modified 31 марта, 02:52

Updated 31 марта, 02:52

Счетная палата указала Минфину на нарушения

24 июня 2016, 13:54

Счетная палата (СП) установила недостаточно полное проектирование и исполнение доходов федерального бюджета Минфином. Об этом сообщает пресс-служба СП.

В составе материалов к законопроекту о федеральном бюджете на 2015-2017 гг. не были представлены расчеты по видам доходов, учтенным в прогнозе. Доля таких доходов составила в 2015 году 0,2% суммы прогнозируемых доходов, в 2016 году – 0,2%, в 2017 году – 0,2%.

Так, при составлении проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2014-2016 гг. не были представлены расчеты по доходам, доля которых в прогнозе составляла 3,3%, 3,1%, и 2,9%, соответственно. В 2015 году поступление доходов в федеральный бюджет превысило уточненный прогноз на 404,3 млрд руб. (на 3,1%), в 2014 году – на 258 млрд руб. (на 1,8%), в 2013 году – на 113,5 млрд руб. (на 0,9%). Таким образом, начиная с 2013 года отклонение объема поступивших доходов от уточненного прогноза увеличилось на 2,2 процентного пункта.

В 2015 году по 44 главным администраторам доходов федерального бюджета отрицательные и положительные отклонения фактических доходов от прогнозных показателей существенны (превышают 15%): от недоисполнения на 54% (Спецстрой России) до перевыполнения в 133,8 раза (Минприроды России). Такая ситуация свидетельствует о необходимости повышения качества администрирования и прогнозирования доходов федерального бюджета.

Счетная палата ранее отмечала, что в общем объеме доходов в составе материалов к законопроекту о федеральном бюджете на 2015-2017 гг. не учитываются отдельные поступления, что не соответствует принципу полноты отражения доходов в федеральном бюджете. Только 40% главных администраторов доходов федерального бюджета прогнозируют поступления доходов на основании разработанных методических рекомендаций либо методики расчетов определенных видов доходов.

Внесенный Минфином в правительство России проект постановления «Об утверждении Общих требований к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, разрабатываемой главными администраторами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» не утвержден.

Выявлено недостаточное качество планирования расходов главными распорядителями средств федерального бюджета. Так, на 1 декабря 2015 года кассовым планом первоначально утвержденные показатели на январь 2015 года увеличены на 67,8%, а на декабрь 2015 года – уменьшены на 25,1%. Фактическое исполнение расходов федерального бюджета в январе 2015 года сложилось выше первоначально предусмотренного кассовым планом показателя на 590 млрд руб. или на 62,1%, в декабре 2015 года – выше на 199,2 млрд руб. или на 8,3% по сравнению с уточненным кассовым планом.

Кассовые расходы с 28 декабря по 31 декабря 2015 года составили более 640 млрд руб. или около 25% расходов, произведенных в декабре. При ведении Минфином сводной бюджетной росписи установлены отдельные нарушения. Минфином вносились изменения в сводную бюджетную роспись по предложениям главных распорядителей средств федерального бюджета, представленным с нарушением установленного постановлением правительства срока - до 20 февраля 2015 года.

По итогам 2015 года главными распорядителями средств федерального бюджета не распределено 80 млрд руб. или 0,5% общего объема лимитов бюджетных обязательств. Из них Минфином не распределено 70,4 млрд руб. или 88%, что в основном связано с отсутствием нормативных правовых актов.

Анализ организации Минфином исполнения федерального бюджета в 2015 году свидетельствует о необходимости повышения качества управления государственными финансами.

Общий объем неисполненных расходов федерального бюджета, установленных сводной бюджетной росписью (с изменениями), в 2015 году составил 234 млрд руб., что на 6%, больше, чем в 2014 году.

В 2015 году 85 из 102 главных распорядителей средств федерального бюджета не исполнили в полном объеме показатели по расходам федерального бюджета. По следующим распорядителям отмечается наиболее существенное недоисполнение: Минфин – 160,5 млрд руб. неисполненных средств, Росавиация – 15,8 млрд руб., Роскосмос – 15,2 млрд руб., Росавтодор – 13,5 млрд руб., Минсельхоз России – 12 млрд руб., Минпромторг России – 9,2 млрд руб., Минздрав России – 7,1 млрд руб.

Остатки межбюджетных трансфертов на счетах регионов по состоянию на 1 января 2016 г. составили 72,2 млрд руб., из них подлежащие возврату в федеральный бюджет – 69,1 млрд руб. Наибольший объем остатков сложился по Росавтодору, Минстрою России, Минэкономразвития России, Минздраву России, Минобрнауки России, Минспорту России, Минприроды России, Росводресурсам, Росжелдору. В регионах наибольший объем остатков имеют Московская область, Республика Крым, Омская область, Нижегородская область, Волгоградская область, Самарская область, Калининградская область, Приморский край, Республика Северная Осетия-Алания. Наибольшие остатки сложились по субсидиям в сумме 53,1 млрд руб. или 73,5% общего объема остатков.

Были установлены нарушения и недостатки в деятельности подведомственных Минфину бюджетных учреждений. Анализ реализации Минфином полномочий ответственного исполнителя государственных программ выявил отдельные недостатки.

Счетная палата направит в Минфин представление об устранении нарушений, а также перечень предложений по исправлению ситуации. Заключение будет направлено в палаты Федерального Собрания.