Игорь Невирович: Мы своей цели добьемся

Генеральный директор ОАО «СпецМаш» утверждает, что сейчас в военном судостроении и в ВПК в целом наблюдается прогресс.


© Фото Михаиа Масленникова

Медленно, но верно отечественный военно-промышленный комплекс оправляется от травм, нанесенных ему в 1990-е, отмечает глава ОАО «СпецМаш», специализирующегося на военном судостроении и ВТС с иностранными государствами, Игорь Невирович. Гендиректор, проработавший в судостроении всю жизнь, хорошо видит это на примере своего предприятия, пакет заказов которого последние годы неуклонно растет — причем не только количественно, но и качественно. Это, в том числе, разработка новых опытных образцов испытательного оборудования и механизмов отечественного производства для крупнейших судостроительных объединений. Работы много, а значит — отрасль живет и развивается, говорит Невирович.

Если считать вместе со временем, затраченным на учебу на закрытом факультете знаменитой «Корабелки», то получится, что нынешний генеральный директор ОАО «СпецМаш» отдал военному судостроению уже без малого 40 лет. Трудовую деятельность он начал на «Ленинградском адмиралтейском объединении» помощником мастера, а дальше, как говорит сам Невирович, «пошло поехало». Поэтому обо всех перипетиях, пережитых отраслью за прошедшие десятилетия, о ее взлетах, падениях и возрождении он знает не понаслышке.

Тяжелее всего Игорю Станиславовичу рассказывать о том, что случилось после развала Советского Союза. «Вы же знаете, что происходило с флотом после небезызвестных событий в 90-х, — с грустью вспоминает Невирович, бывший тогда начальником цеха. — Грубо говоря, флот, лодки начали утилизировать. Очень большое количество кораблей вывели тогда из состава».

Несмотря на то, что предприятие не останавливалось, времена были по-настоящему трудные. «Работа у нас была, потому что многое из того, что было запланировано, надо было сделать вне зависимости от обстоятельств. Мне тогда даже пришлось поездить по заграницам — изучать передовые технологии, связанные со строительством крупных морских объектов», — рассказывает Невирович.

В 1994 году постановлением правительства РФ на старых производственных мощностях было создано новое предприятие, которое предложили возглавить Игорю Невировичу. «Занимались мы, конечно, не только утилизацией и разработкой соответствующих технологических процессов и оборудования, используемого при этом. Предприятие много работало по линии военно-технического сотрудничества с Росвооружением. Выполнялись определенные программы по направлению, под которое компания, собственно, и была создана и полностью лицензирована. Но, к сожалению, были обстоятельства, которые отрицательно сказывались на развитии».

Надо сказать, что от многих сложностей смутного времени новое предприятие защищал особый статус и то, что никаких пересечений экономических интересов с Санкт-Петербургом, на территории которого расположены производственные мощности, у него не было. «Мы жили за высоким забором и никаких отношений с городскими не поддерживали. И с криминалом тоже — они к нам не приходили, мы к ним. Но времена были, конечно, трудные, сами понимаете, чем были для нас 90-е: не сказать, что очень плохо, но — тяжеловато», — подытоживает невеселые воспоминания гендиректор «СпецМаша».

И все же постепенно наметился прогресс, особенно в последнее время. Раньше, по словам Игоря Невировича, отношение к отрасли было «как к речке — течет и течет». «Где-то с середины 2000-х подход стал более ответственным. Это видно всем, — радуется гендиректор «СпецМаша». — Прогресс есть, и очень ощутимый».

Как раз в середине 2000-х, а точнее, в 2006 г. Игорю Невировичу предложили возглавить новую компанию — ОАО «СпецМаш». «В какой-то момент стало ясно, что крупные государственные предприятия оказались слишком неповоротливыми при решении различных — мелких по их масштабам — проблем, — рассказывает Невирович. — Стали проседать целые направления в отрасли, особенно в плане комплектации специзделиями. Тогда руководство Центра атомного судостроения приняло решение создать ряд коммерческих компаний, которые бы взялись за выполнение этих задач: снабжение запасными частями, обеспечение разработок новых технологий, работы на территории заказчика — все то, для чего госкомпании оказались недостаточно мобильны».

Одним из таких предприятий и стал «СпецМаш», за десять лет разросшийся до Группы компаний. И останавливаться Невирович не собирается. «Мы сейчас расширяем свою производственную базу, строим очередные цеха. Планируем увеличить мощности, укомплектовав их кадровым составом, новыми инженерными сотрудниками», — делится планами Игорь Станиславович.

Сотрудникам «СпецМаша» — а их уже сейчас работает более 180 человек — действительно есть чем заняться. «Этим летом начат монтаж систем волнопродукторов двух строящихся испытательных бассейнов — офшорного и мореходного — для ФГУП «Крыловский государственный научный центр», — с воодушевлением рассказывает Невирович. По сути, на территории ЦНИИ Крылова создан новый уникальный исследовательский комплекс. Общая площадь объекта — около 15 тыс. кв. метров. Бассейн предназначен для изучения характеристик судов, офшорной морской техники и кораблей в различных ветрово-волновых условиях.

«Сам бассейн — корпусную часть — делали строители, а вот все насыщение, которое создает волну: программное обеспечение, оборудование — уже наша забота». Оборудование было закуплено у компании Bosch, «СпецМаш» же выступил в качестве генподрядчика, отвечающего за поставку волнопродукторов, монтаж и проведение пуско-наладочных работ. Помимо прочего, была проведена и работа по стандартизации поставляемого оборудования с учетом отечественных технических регламентов. Во всем мире испытательных объектов такого уровня лишь около десятка. Интересно, что сам «Крыловский центр» был создан на базе первого в России Опытового бассейна, эскизный проект которого Морской технический комитет одобрил в 1890 г. Тот бассейн стал одним из первых подобных сооружений в мире. Кстати, основное оборудование и приборы для него тогда тоже были заказаны за границей — у тех же фирм, которые изготовили их для английских бассейнов, в том числе, первого в мире, построенного в 1872 г.

Для «Крыловского центра» «СпецМаш» создал с нуля и еще один уникальный объект — испытательный стенд, представляющий собой построенную на территории института точную полноразмерную копию двух отсеков подводной лодки. Стенд предназначен для испытания различного оборудования, систем выживания и анализа возможных моделей возгорания внутри подводной лодки. Изначально планировалось изготовить корпус в условиях судостроительного завода и привести на место целиком. Однако сделать это оказалось невозможно. В результате несколько компаний от работы отказались. А «СпецМаш» как генеральный подрядчик взялся за проектирование и реализацию всего комплекса работ, начиная от рытья котлована и заканчивая собственно изготовлением и монтажом стенда, а также установкой и наладкой аппаратуры. В результате конструкция весом 480 тонн, длиной 18,5 метров и диаметром 9, спроектированная в соответствии со всеми техническими требованиями судостроения, была смонтирована не в условиях действующей верфи, а буквальном в чистом поле.

«Зацепил» «СпецМаш» и программу обновления ледокольного флота России — в рамках опытно-конструкторских работ (ОКР) по проекту «Айсберг» инженеры предприятия разработали различные варианты специальных изделий.

Еще один уникальный проект — изготовление и наладка стендов промывки систем атомных подводных лодок по проектам ОАО «ПО «СевМаш». До спуска подводной лодки на воду, еще на стапеле проводится тестирование всех систем. В том числе — промывка основных систем энергетической установки и проведение испытаний систем гидравлики. Чтобы не использовать ресурс внутреннего оборудования подлодки, что ведет к его преждевременному износу, ПО «Севмаш» спроектировало специализированные стенды, изготовление и поставка которых были поручены ОАО «СпецМаш».

По-прежнему много и той работы, под которую изначально создавался «СпецМаш» — ремонт судов ВМФ. С особым чувством Игорь Невирович вспоминает заказ, поступивший от Алжирской Народной Демократической Республики. «Необходимо было отремонтировать дизельную подводную лодку еще советского производства. Причем все работы нужно было выполнить по месту нахождения заказчика — на алжирской военно-морской базе. Несмотря на все сложности, выполнили эту работу в установленный срок и с гарантированным качеством», — подчеркивает гендиректор «СпецМаша».

Для того же заказчика (АНДР) выполнялись работы по ремонту основного оборудования (холодильных машин, торпедных аппаратов) и двигательного комплекса трех фрегатов, находившихся на ремонте на Северной верфи. Задача по ремонту осложнялась тем, что, например, торпедные аппараты, установленные на алжирских фрегатах, были изготовлены малой серией специально под них. Поэтому техническая документация на ремонтные работы отсутствовала, и ее пришлось фактически составлять заново на основании документации для аналогичных систем. «Каждый шаг разборки аппаратов необходимо было проводить в присутствии заказчика для составления дефектационной ведомости и обоснования необходимых работ. В результате ведомость вместо обычных нескольких десятков страниц составила все 600», — вспоминает Невирович. Подобные же сложные работы «СпецМаш» осуществляет и на кораблях российского ВМФ, где часто возникают сходные проблемы — необходимое оборудование уже не производится, а зачастую и предприятие, производившее их, уже не существует или расположено в «ближайшем зарубежье», с которым, к сожалению, сейчас утеряны все связи.

Впрочем, любые сложности, похоже, только добавляют генеральному директору «СпецМаша» оптимизма: «Самое главное, что сейчас есть воля все это дело поднять и сделать. Конечно, у нас, в России, как говорится, без отклонений не бывает. Но мы все равно пройдем этот путь и своей цели добьемся».

Сергей Петров


Ранее на тему Северный флот на учениях замаскирует Североморск с помощью дыма

ОКР создал общественную комиссию по борьбе с допингом