Posted 15 сентября 2016,, 07:40

Published 15 сентября 2016,, 07:40

Modified 31 марта, 01:53

Updated 31 марта, 01:53

Побег из «Модного континента»

15 сентября 2016, 07:40
Судя по сообщениям в средствах массовой информации, Владимир Груздев может в ближайшее время выйти из fashion-бизнеса, продав свою долю. Прежде он уже поступал аналогичным образом с другими проектами.

Похоже, что бизнесмен и экс-губернатор Тульской области Владимир Груздев готовится расстаться с ОАО «Модный континент». По информации газеты «Коммерсант», 7 сентября прошло внеочередное собрание акционеров компании, на котором был избран новый состав совета директоров (прежний проработал всего 2 месяца). Руководящий орган покинули бывший генеральный директор и миноритарный акционер компании Сергей Куценко и сын мажоритария Григорий Груздев — как сказано в сообщении ритейлера, он пишет дипломную работу.

Итак, впервые с 2010 года в совете директоров «Модного континента» не оказалось ни одного члена семьи Груздевых. Что же произошло и почему так быстро поменяли состав? Возможно, Владимиру Груздеву стал просто не нужен неперспективный актив.

Завсегдатай списка миллиардеров журнала Forbes Владимир Груздев, пожалуй, может считаться самым разносторонним российским олигархом. С начала 90-х годов он успел попробовать себя и в продуктовом ритейле, и в девелоперском бизнесе, и в банковском секторе; выступал в роли депутата, губернатора, а однажды даже чуть было не стал космическим туристом. При этом из всех проектов, которые сталкивались с определенными трудностями, он выходил до того, как они пойдут ко дну.

Первые шаги в бизнесе Владимир Груздев начал делать в 1990-е. Сперва он работал управляющим валютных магазинов «Олби-Дипломат», принадлежавших банкиру Олегу Бойко. А в 1994 году стал одним из основателей и генеральным директором сети магазинов «Седьмой континент», дела у которой почти сразу пошли в гору из-за слабой конкуренции. Поначалу Груздев даже позиционировал свои магазины в премиум сегменте. Однако после прихода на рынок сильных зарубежных игроков и из-за активного развития отечественного ритейла компания начала сдавать позиции.

Еще в середине 90-х Владимир Груздев познакомился с совладельцем «Собинбанка» и ТК «Охотный ряд» на Манежной площади Александром Занадворовым. В 2002 году Занадворов стал партнером Груздева в «Седьмом континенте». К кризису 2008 года «Седьмой континент» погряз в многомиллиардных долгах. Но, по официальной версии, Груздев расстался с этим активом еще в 2007 году, продав свою долю Занадворову. В отраслевом сообществе, впрочем, высказывалось мнение, что сделка была фиктивной. Спустя несколько лет эта информация нашла косвенное подтверждение. В 2008 году Занадворов оказался не в состоянии расплатиться по кредиту Deutsche Bank, который он брал как раз на то, чтобы выкупить у Груздева его долю в компании. Через свой инвестфонд Груздев пришел на помощь партнеру, а заодно вернул себе 10% акции торговой сети. Однако окончательно выправить положение «Седьмого континента» так и не удалось.

Впрочем, Груздев, похоже, не особенно и стремился. В 2009 году он спешно избавился еще от одного проблемного актива — 25,5% банка «Финсервис». Изначально это было совместное детище Собинбанка, принадлежавшего Занадворову, и «Седьмого континента». В итоге торговая сеть оказалась на грани банкротства, а банк партнера был санирован Газэнергопромбанком.

Еще одним неудачным проектом в ритейле для Груздева стало участие в 2002 году в сети гипермаркетов ООО «Мосмарт» совместно с владельцем ООО «Гиперцентр» Михаилом Безелянским. Первый магазин «Мосмарта» открылся в 2003 году, и изначально партнеры планировали увеличить оборот в 10 раз за два года. Однако Безелянский, видимо, быстро понял, что Груздев не нацелен на развитие бизнеса и пытается расстаться с ним. Но сделать это оказалось не так-то просто: выкупать свою долю Безелянскому пришлось за $25 млн. И это при том, что на старте проекта Груздев вложил в бизнес всего $1 млн. В результате «Мосмарт» погряз в долгах, и кризис 2008 году пережить ему уже не удалось.

Теперь же проблемы возникли у «Модного континента». Отметим, что всего три года назад эта компания была весьма преуспевающей: как писал Forbes, выручка в 2012 году составила 8,5 млрд рублей, а сеть принадлежащего «Модному континенту» бренда одежды Incity состояла из 370 магазинов, расположенных в 50 городах России. Но с наступлением кризиса компания начала испытывать финансовые трудности. И, видимо, поэтому у Груздева возникло желание дистанцироваться от этого бизнеса. Вот только отработанный сценарий выгодной продажи партнерам в этот раз может не сработать.

Найти инвестора или покупателя в нынешних условиях — задача не из простых. И тем более сомнительно, что ее способен решить новый совет директоров «Модного континента» — ведь в нем не оказалось людей не то чтобы связанных с ритейлом, но хотя бы имеющих должный управленческий опыт или проявившего себя на аналогичной должности в других компаниях. Исключение составляет только Александр Попов — совладелец «Модного континента», знакомый с Груздевым еще с 90-х годов. На самом деле именно Попова можно считать создателем «Модного континента», и благодаря ему компания долгое время успешно развивалась (Incity занимал 12-е место по узнаваемости среди всех одежных брендов, опережая даже таких гигантов, как H&M и Marks&Spencer).

Председателем обновленного совета директоров стал Сергей Лобашков — по образованию инженер-механик, профессиональный путь которого ограничился краткосрочной карьерой в Администрации президента в 2012 году и в АНО «Центр по изучению и сохранению популяции амурского тигра» в 2014-м.

В совет директоров также вошел старый друг Груздева — Сергей Кириленко. По информации источников «Коммерсанта», он является кредитором «Модного Континента» через Русский ипотечный банк, правление которого возглавляет. По неподтвержденной информации, Сергей Кириленко в ближайшее время может выкупить долю семьи Груздевых в «Модном континенте». При этом не исключено, что Кириленко в качестве возможного покупателя был выбран Груздевым не случайно. Например, по информации газеты «Совершенно секретно», именно Кириленко является номинальным владельцем девелоперской компании «Инвесттраст», реализующей крупные проекты в Новой Москве, где семья Груздева владеет почти 1 тыс. га.

Кириленко также является партнером Александра Занадворова по Собинбанку, а в прошлом был партнером по банку «Финсервис». Можно предположить, что покупка акций «Модного континента» и членство в совете директоров компании — расплата за некие обязательства, накопившееся у Кириленко перед Груздевым за годы партнерства.

Отметим, что способность вовремя избавляться от неперспективных активов Груздев демонстрировал не только в бизнесе. К концу 90-х предприниматель уже достаточно разбогател — и решил попробовать себя в политике. Первую попытку попасть в Госдуму он предпринял еще в 1995 году, но она провалилась. В кризис 1998—1999 года Груздев вошел в команду экс-мэра Москвы Юрия Лужкова. По некоторым данным, столичный градоначальник предложил Груздеву баллотироваться в Госдуму от своей партии «Отечество — вся Россия». Но Груздев, видимо, заранее почувствовав ветер политических перемен, отказался — и постепенно дистанцировался от некогда удобного ему высокопоставленного политика. В 2001 году Груздев избирался в Мосгордуму, а в Госдуму ему удалось попасть только в 2003 году.

Летом 2011 года Владимир Груздев стал губернатором Тульской области. Причем на этот пост он попал как «человек Медведева», занимавшего тогда должность президента.

Поначалу Груздев развернул в регионе кипучую деятельность. Но сформировать команду грамотных управленцев, готовых проводить успешную экономическую политику, ему так и не удалось. По информации Forbes, именно кадровый вопрос, как считают аналитики, подвел Груздева на посту губернатора. На ключевые посты в области назначались преимущественно молодые женщины. А юноша, бывший у Груздева помощником в Госдуме, почему-то становился руководителем министерства.

Губернаторство Груздева по факту оказалось провальным. Но шумной отставки не последовало. В феврале этого года Груздев сам уволился с должности главы региона «по семейным обстоятельствам».

Впрочем, и из этого не самого удачного «проекта» Груздев, судя по всему, сумел извлечь выгоду. За время губернаторства ему удалось подняться в списке Forbes с 89-го на 68-е место. По сообщениям СМИ, семья Груздевых обогатилась как минимум на 1,6 млрд рублей. Эти деньги, якобы, удалось заработать благодаря офшору Kensington Gore Sirgun Finance, связанному со строительным бизнесом, контролируемым Груздевым.

Тульской области, правда, никуда благодаря Груздеву подняться не удалось. Впрочем, как и «Седьмому континенту», банку «Финсервис», «Мосмарту» и «Модному континенту». Но, видимо, для Владимира Груздева провал в бизнесе вовсе не означает провал в личных финансах.

По материалам СМИ