Posted 11 ноября 2016,, 11:39

Published 11 ноября 2016,, 11:39

Modified 31 марта, 01:15

Updated 31 марта, 01:15

«Фактор страха не актуален»

11 ноября 2016, 11:39
О том, почему онлайн-платежи набирают популярность среди россиян, рассказал соучредитель, партнер и руководитель по исследованиям агентства Data Insight Борис Овчинников.

— Борис, какие тенденции сейчас наблюдаются на рынке электронной коммерции в России?

— Наше совместное с PayPal исследование 2016 года («Рынок онлайн-коммерции и платежей в России») показало, что быстрее всего растут аудитории трех форматов потребительской активности в онлайне — это денежные p2p-переводы, онлайн-платежи и покупки в зарубежных интернет-магазинах.

Внутри рынка онлайн-платежей быстрее всего — по крайней мере, по количеству пользователей — растут, как и годом ранее, платежи через «электронные кошельки». Для активной интернет-аудитории онлайн-платежи стали уже такой же нормой, как безналичные платежи в оффлайне, а максимальный интерес к онлайн-платежам фиксируется не в Москве, как можно было бы предположить, а в крупных региональных центрах, особенно в Сибири, на Юге и в Поволжье.

Помимо роста использования Интернета для платежей и переводов, также, конечно, надо отметить «мобилизацию» покупок и платежей: доля в интернет-аудитории пользователей, которые совершают покупки или платежи со смартфона, за год выросла примерно на 10%.

— В чем вы видите преимущества онлайн-платежей?

— Если говорить про плюсы для ритейлеров, то тут все достаточно очевидно: онлайн-оплата упрощает запуск продаж на всю Россию и позволяет сократить временной лаг между размещением заказа и получением денег за него. Более того, онлайн-платежи помогают повысить конверсию размещенных заказов в заказы выполненные (и оплаченные), тем самым избавляя ритейлеров от маркетинговых и логистических расходов на «пустые заказы». Не случайно все больше ритейлеров, в том числе и в таких низкомаржинальных сегментах, как электроника и техника, предлагают дополнительные скидки за онлайн-предоплату заказа.

Сложнее ответить на вопрос о преимуществах онлайн-платежей для покупателей. Думаю, что универсальных преимуществ тут нет — в большинстве ситуаций для покупателя проще, или по крайней мере привычнее, заплатить наличными. Но, например, в ходе нашего совместного с PayPal исследования 40% респондентов в качестве главного преимущества онлайн-платежей назвали возможность платить из дома или откуда угодно.

При этом само по себе наличие выбора расширяет окно возможностей для покупателя — и если в конкретной ситуации ему удобнее заплатить картой или электронными деньгами или нет других альтернатив, то покупатель спокойно заплатит в онлайне. Важно отметить, что на данный момент разговоры о психологических барьерах, страхах как главном факторе, сдерживающем онлайн-платежи в России, уже явно не актуальны — успехи площадок с исключительно или преимущественно обязательной предоплатой наглядно доказывает это.

— Сегодня услуги по оплате предоставляет множество небанковских структур. Как это отражается на деятельности банков?

— Развитие небанковских структур, их доступность, удобство и функциональность влияют на позиции банков двояко. С одной стороны, растет доля людей, которые вообще не пользуются или редко пользуются услугами банков, потому что все платежи проводят через небанковские структуры. Но одновременно приобщение людей к небанковским онлайн-платежам снижает психологические барьеры для того, чтобы попробовать какие-то новые банковские услуги — неважно, онлайновые или офлайновые.

И конечным пользователям, и мерчантам необходимо и выгодно многообразие форматов и инструментов — так что разные типы платежных сервисов будут и дальше сосуществовать и взаимодействовать. При этом развитие их функционала и расширение форматов будут способствовать стиранию границ между разными классами игроков, в том числе между небанковскими и банковскими решениями — хотя, конечно, государственное регулирование может искусственно тормозить этот процесс.

— 17—18 ноября в Риге пройдет V международная конференция «eCom21», посвященная вопросам развития интернет-бизнеса. Чего вы ожидаете от этого события?

— Для Data Insight это новый опыт — мы впервые участвуем в «eCom21». Наверное, в первую очередь я воспринимаю эту площадку как возможность упрочить интеграцию российского рынка электронной торговли в общеевропейский контекст. Это особенно актуально сейчас, в 2016 году, когда политические и экономические факторы привели к заметному (рекордному за последние 10-15 лет) обособлению российского рынка. При этом есть основания и предпосылки к смене тренда, к обратному росту интереса европейских и российских игроков друг к другу.

Беседовала Ольга Соколова