Posted 2 декабря 2016,, 14:52

Published 2 декабря 2016,, 14:52

Modified 31 января, 12:59

Updated 31 января, 12:59

Банк России — за жесткий курс

2 декабря 2016, 14:52
Глава Центробанка Эльвира Набиуллина считает несвоевременными требования расширить кредитование экономики и тем самым стимулировать ее рост.

Депутаты Госдумы и глава Центробанка Эльвира Набиуллина поспорили в пятницу о будущем российской экономики. Представляя парламентариям основы кредитно-денежной политики на 2017—2019 годы, главный банкир страны заявила, что намерена и впредь проводить «жесткую и осторожную» политику.

«Мы сознательно консервативны в прогнозных оценках, понимая, что в условиях высокой внешней неопределенности излишний оптимизм может быть очень опасным. По этой причине кредитно-денежная политика остается жесткой», — предупредила Набиуллина.

В целом Центробанк исходит из того, что в ближайшие три года отечественная экономика если и выйдет в рост, то очень незначительный. Хотя, как оговорилась Набиуллина, в случае реализации активной политики по изменению структуры российской экономики темпы роста «конечно, могут и должны быть выше». При отсутствии же реформ наше хозяйство продолжит испытывать себя на прочность под давлением не только внешних ограничений в виде санкций и низких цен на нефть, но и внутренних — демографических проблем, низкого уровня развития конкуренции и слабой производительности труда, плохого инвестиционного климата и т. д., отметила глава Центробанка.

Тем не менее, судя по базовым сценариям развития российской экономики в 2017—2019 годах, подготовленных Центробанком, самое страшное уже позади. Так, даже если цена на нефть рухнет до 25 долларов за баррель, ВВП России снизится, но не намного, заверила Набиуллина. По ее словам, даже в этом случае есть возможность вывести уровень инфляции в стране на 4% к концу 2018 года. Если же цена на «черное золото» сохранится хотя бы на уровне в 40 долларов за баррель, достичь обозначенного инфляционного показателя удастся уже к концу следующего года, заверила глава Центробанка.

«Низкая инфляция остается приоритетом, поэтому будет продолжаться жесткая политика», — подчеркнула Набиуллина. Только после того, как Центробанку удастся выйти на уровень не просто низкой, а устойчивой инфляции, там готовы обсуждать серьезное снижение ключевой ставки и как следствие расширение кредитования российской экономики, которое может послужить серьезным толчком для ее роста.

«Сейчас ключевая ставка составляет 10%, и ее следующее снижение реально не ранее первого-второго квартала 2017 года», — заявила Набиуллина. Это означает, что банки не будут торопиться выдавать кредиты предприятиям по вменяемым процентным ставкам. Доступа к дешевым западным кредитам из-за санкций у предприятий нет, а значит, придется повременить с развитием производства и инвестиционными проектами.

Хотя, как заметил на заседании глава думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров, предприятия могли бы вложить свои деньги, которые они сейчас копят на банковских счетах и депозитах. «На счетах предприятий лежит 21 трлн рублей, еще почти 13 трлн лежит на их депозитах, но они не вкладывают эти деньги в экономику. Предприятия готовы рискнуть кредитными деньгами или бюджетными, но не своими, потому что они не уверены, что можно инвестировать — это проблема инвестиционного климата», — сказал депутат.

Набиуллина же и вовсе считает «заблуждением» призывы снизить ключевую ставку при сохраняющемся высоком уровне инфляции. «Эта мера даст лишь краткосрочный эффект, затем мы получим снова ослабление рубля и опять инфляцию, которая повлечет за собой рост процентных ставок по кредитам, и снова получим глубокий спад», — обрисовала порочный круг глава Центробанка. Она убеждена, что в нынешней ситуации бизнес должен оптимизировать свои затраты, а не перекладывать их на население в виде роста цен. «Ставка будет снижаться вслед за инфляцией, иначе недопустимо. В противном случае за низкие процентные ставки для бизнеса придется платить населению», — указала Набиуллина.

Между тем, представители как минимум трех из четырех думских фракций убеждены, что Центробанк мог бы решительнее взяться за снижение ключевой ставки. «Низкая инфляция — это все-таки не причина, а следствие. Мы треть товаров и продовольствия закупаем за границей. Доллар повысился, повысилась и цена, так и рождается инфляция», — разъяснил азы рыночной экономики коммунист Николай Арефьев. Он убежден, что низкая ключевая ставка не приведет к росту инфляции. «Низкая ставка не будет закладываться в цену и повлечет снижение инфляции», — заверил депутат.

«Почему вы решили, что инфляция в 4% решит проблемы? Критерием должно быть кредитование реального сектора экономики, а не инфляция», — поддержал его и депутат Госдумы от ЛДПР Сергей Катасонов.

В «Справедливой России» считают, что политика ЦБ по снижению инфляции оборачивается тем, что все доходы просто перетекают в финансовый сектор. «Инфляция снижается, но какой ценой? Простили банкам 1,5 трлн рублей плюс 1 трлн АСВ еще давали. А если еще прибавить к этому несогласованность действий между правительством и ЦБ, даже между министерствами внутри правительства, то в итоге мы получаем такую ситуацию, что из-за неправильного прогноза курса доллара на этот год бюджет потерял только на этом почти 1 трлн рублей», — возмутился «эсер» Валерий Гартунг.

Сама Набиуллина признала, что на фоне продолжающегося снижения кредитования экономики российские банки продолжают наращивать капитал. «Капитал банков вырос на 1%, это означает, что у банков есть запас, чтобы наращивать кредитование. Мы оцениваем его примерно в 2 трлн рублей», — сообщила глава Центробанка. Однако, как и предприятия, отечественные банки предпочитают сберегать заработанные средства, нежели их инвестировать, в том числе путем выдачи кредитов. «Когда банки видят, что растет просрочка по кредитам, они не берут на себя повышенные риски и не должны. Риски должны снижаться в самой экономике», — заключила Набиуллина.

Елена Земскова