Для угольщиков свои потребители не в приоритете

В условиях дефицита вагонов и скорой зимы резкий прирост экспортных поставок топлива чреват срывом отопительного сезона.


© Фото с сайта tomsk.fas.gov.ru

400 миллионов тонн — с таким прогнозом добычи подходят угольщики к концу текущего года. С одной стороны, абсолютный рекорд в новейшей российской истории и безусловный повод для гордости. С другой, — головная боль для сбытовиков и смежников — столько просто не сжечь. Но в этом рекордном году угледобывающим компаниям в прямом и переносном смысле повезло — повышение мировых цен на каменный уголь (на фоне кризиса поставок угля из Австралии, обусловленного последствиями мощного урагана) вызвало рост спроса на российское сырье.

РЖД хвалится, что погрузка каменного угля за 9 месяцев 2017 года составила без малого 263 млн тонн, что на 9,3% выше результатов сопоставимого периода  2016 года. Особенно хорошо идет экспорт. Если в целом прирост  погрузки угля составил 22,5 млн тонн или +9,3%, то на  экспорт из них ушло  21,9 млн тонн. Здесь рост уже +18,2%. При этом прирост погрузки в адрес российских грузополучателей составляет около 1% к прошлому году.

Итоги первой декады октября позволяют сделать вывод, что тренд крепок, как никогда. С шахт и разрезов вывозят 1 миллион тонн угля в сутки, и каждая вторая дополнительная тонна отправляется в порт и оттуда зарубежным потребителям.

Рекордные объемы погрузки каменного угля в текущем году достигнуты, в частности, угольными компаниями Кузбасса, также, в основном, за счет отправок на экспорт. За 9 месяцев текущего года обеспечен прирост к аналогичному периоду 2016 года на 8,5% или 13,2 млн тонн. Наибольший прирост погрузки обеспечен такими  угольными компаниями, как АО «СУЭК-Кузбасс» (+7,3% или 1,6 млн тонн к 2016 г.), ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» (+10,3% или 3 млн тонн), ПАО «Кузбасская топливная компания» (+14,3% или 1 млн тонн).

В настоящее время погрузка угля в Кузбассе осуществляется в размере более 9 тыс. вагонов ежесуточно, отмечается в официальном сообщении РЖД.

Только везет не всем. Вот директор Дальнегорского ГОКа (предприятие — производитель борной кислоты) пишет в своем письме полпреду президента в ДФО (копия имеется в распоряжении редакции — «Росбалт»), что компания СУЭК недопоставила 1000 тонн угля, из плановых 2500 по причине нехватки вагонов. По информации СУЭК, «в связи с резко возросшими обязательствами перед социально-значимыми потребителями в преддверии отопительного сезона» компания гарантирует 100% поставки только «при условии выполнения операторской компанией «ФГК» обязательств по полному и своевременному обеспечению заявок на вагоны от грузоотправителей в адрес всех потребителей внутреннего рынка».

Отдельно про резко возникшие обязательства по отоплению. В ряде регионов (в том же Кузбассе) отопительный сезон начался, и первые письма с опасениями относительно обеспечения потребителей необходимым количеством топлива не заставили себя долго ждать.

К слову (об этом сообщал «Коммерсант» 12 октября) схожая ситуация с обеспечением вагонами отгрузок технической соли — ее тоже не в чем везти на отечественные котельные.

Стоит еще раз обратить внимание на динамику прироста поставок угля: 1% для российских потребителей, в то время как на экспорт — больше 18%. То есть для перевозок угля на экспорт угольщики вагоны находят, а для поставок российским предприятиям в начале отопительного сезона — нет. Как отмечают эксперты, налицо удивительная ситуация: в то время как угольные предприятия рапортуют о своих успехах (и набивают валютой карманы), наблюдается очевидный дисбаланс между национальными и коммерческими интересами.

Эксперты задаются вопросом, что по этому поводу думают в Минэнерго? По их словам, сейчас больше всего вопросов возникает к министру энергетики Александру Новаку. Неужели эту диспропорцию в министерстве считают нормальной? Или всесильные угольные лоббисты не позволяют вмешиваться в свои дела?  Только что в сравнительно менее проблемной ситуации с ВИМ-авиа министр Соколов уже удостоился внимания президента страны и получил неполное соответствие.

Чего в этой ситуации ждать обычным жителям глубинки? ТЭЦ, остановившиеся из-за недопоставки твердого топлива, неотапливаемые школы, холодные детские сады, иней в квартирах? Неприятный фон для финиша президентской предвыборной кампании.

Сергей Петров

Самые интересные статьи «Росбалта» читайте на нашем канале в Telegram.


Ранее на тему Росавиация: На поддержу «ВИМ-Авиа» потрачено 600 млн рублей

Ространснадзор заявил о рискованном положении еще нескольких российских авиакомпаний

Минэнерго предложило запретить производство ламп накаливания мощностью выше 50 ватт