Posted 22 ноября 2017,, 14:59

Published 22 ноября 2017,, 14:59

Modified 31 января, 17:35

Updated 31 января, 17:35

Инфляция превыше всего

22 ноября 2017, 14:59
Депутаты Госдумы заподозрили Центробанк в подрыве экономического роста страны из-за его отказа от резкого снижения ключевой ставки.

Госдума приняла в среду к сведению основы кредитно-денежной политики на 2018—2020 годы. Представляя документ депутатам, глава Центробанка Эльвира Набиуллина отметила, что в ближайшие три года продолжит курс на поддержание финансовой стабильности.

При этом сохранение низкой инфляции на уровне 4% останется одним из главных приоритетов мегарегулятора, хотя в октябре она уже замедлилась до 2,7%. Однако, по словам Набиуллиной, важно стабилизировать инфляционные ожидания, а на это у Центробанка уйдет не один год.

Именно по мере стабилизации инфляции будет происходить постепенное снижение основного показателя — ключевой ставки. «При отсутствии неблагоприятных внешних факторов возможно постепенное снижение ключевой ставки с текущей нормы 8,25% до равновесного уровня в 6-7% в течение одного-двух лет», — сказала Набиуллина.

Примечательно, что в решениях по расчету ключевой ставки Центробанк продолжит придерживаться так называемого консервативного подхода, исходя из цен на нефть в 40 долларов за баррель, несмотря на то, что на сегодняшний день «черное золото» стоит дороже 60 долларов. Рост экономики в ближайшие три года в России регулятор также оценивает скептически — максимум 2% в год при сохранении ее нынешней структуры и зависимости от цен на сырье.

Между тем, в Госдуме убеждены, что именно политика Центробанка могла бы стать драйвером экономического роста. Вместо этого ведомство Набиуллиной сосредоточилось на обеспечении финансовой и ценовой стабильности и в итоге работает на еще большее «усиление структурных деформаций в российской экономике», заявили на Охотном ряду.

Особенно депутатов раздражает отказ Центробанка ускорить снижение ключевой ставки и тем самым повысить доступность кредитов для бизнеса и населения. Такие упреки прозвучали в адрес регулятора со стороны не только многочисленных депутатов, но и трех профильных думских комитетов — по бюджету, финансовому рынку и экономике. «Избыточно высокие реальные ставки сдерживают рост кредитования населения и бизнеса, что отрицательно отражается на потребительском спросе и инвестициях, а в конечном итоге — на темпах экономического роста», — отмечается, в частности, в заключении на документ одного из думских комитетов.

«Спред между уровнем инфляции и ключевой ставкой превышает 5% и слишком большой. Ключевая ставка должна снижаться намного быстрее. Это позволило бы обеспечить реальное снижение ставок банков по кредитам и сдерживать инфляционные процессы в экономике», — заявил глава думского комитета по финрынку Анатолий Аксаков. Он убежден, что за низкой инфляцией обязательно последует торможение экономического роста, которое, по его словам, уже можно наблюдать в отдельных секторах экономики.

«Бизнесу не важна низкая инфляция», — продолжил тему «эсер» Валерий Гартунг. По его словам, в 2008 году инфляция в России превышала 10% в год, но экономика росла на 6%. «А сейчас инфляция низкая, но рост экономики всего 1,8% и продолжается падение доходов населения. Может, мы не тем путем идем? Вас опровергает сама российская реальность», — упрекнул Набиуллину Гартунг.

Другие депутаты заявили, что глава Центробанка только и занимается тем, что сражается с инфляцией, причем «по книжкам». «Вы нам не про мифические инфляции должны говорить, а о том, что реально экономика в стране останавливается. Нулевая инфляция только на кладбище. Ключевая же ставка должна следовать за инфляцией», — призывал принять решение и либерал-демократ Сергей Катасонов.

Однако Набиуллина заявила, что не может снизить ставку быстрее. «Необходимо взвешивать риски и выгоды. Экономика испытает кратковременное облегчение от более быстрого снижения ставки, которое, на наш взгляд, абсолютно несопоставимо с теми неприятностями, которые ее ждут, если инфляция отклонится от цели вверх и нам придется разворачивать политику», — заверила она.

Депутатов такой ответ не устроил, как и намерение Центробанка постепенно отказаться от финансовых специнструментов, которые стали хорошим подспорьем для бизнеса, лишившегося возможности получать дешевые западные кредиты после введения антироссийских санкций. В Госдуме считают, что Центробанк мог продолжить их использование и таким образом ускорить структурную перестройку российской экономики.

«Специнструменты поддерживали кредитование, в том числе, малого бизнеса и экспортно-ориентированных предприятий», — указал единоросс Игорь Дивинский. Однако Набиуллина ответила, что это были лишь «временные инструменты». К тому же доступом к специнструментам обладала лишь небольшая доля предприятий. «Если у бизнеса спросить, что для него важнее — быстрее снижать общую ставку для всех либо ставка будет повыше, но отдельные категории предприятий будут иметь эти специнструменты, бизнес выберет первое», — заверила глава Центробанка.

Вместе с тем, она отметила, что выход из специнструментов будет постепенным. «У нас еще есть свободный лимит по специнструментам в 150 млрд рублей. Мы будем выходить из них плавно, например, с корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства мы наметили целую стратегию выхода, которая не приведет к сокращению кредитования малого и среднего бизнеса. Что касается проектного финансирования, сейчас разрабатывается фабрика проектного финансирования, и мы здесь рассмотрели и изменения регулирования, чтобы сделать более доступным кредитование», — сообщила Набиуллина.

Среди других претензий к ее работе депутаты указали на слишком активные действия по фрагментации банковского сектора. «Центробанк изымает деньги из экономики в нарастающих масштабах через депозитные аукционы. Объем абсорбированной и, по мнению ЦБ, избыточной ликвидности достигнет 3 трлн рублей по итогам 2020 года. Это приведет к дальнейшей фрагментации банковского сектора, когда выживут только крупнейшие банки и банки с госучастием», — забеспокоился «эсер» Александр Ремезков.

В думском комитете по финрынку также подтвердили, что объем операций Центробанка по абсорбированию избыточной ликвидности в 2017 году существенно превысил объем операций по рефинансированию кредитных организаций. «В январе—октябре текущего года посредством этих операций Банк России в среднем еженедельно абсорбировал около 700 млрд рублей избыточных средств», — отмечается в заключении этого комитета.

Под конец дискуссии отдельные депутаты и вовсе усомнились в желании Центробанка работать на развитие российской экономики. «Вы в своих документах заложили падение ВВП и будете всячески этому способствовать», — высказал главный упрек Набиуллиной депутат от ЛДПР Сергей Катасонов.

Елена Земскова