Posted 19 декабря 2017,, 13:03

Published 19 декабря 2017,, 13:03

Modified 30 марта, 21:13

Updated 30 марта, 21:13

Эксперты: Из-за продажи сигарет по заниженным ценам бюджет недосчитается около 21 млрд рублей

19 декабря 2017, 13:03

Практически все магазины сетевого формата и каждый второй объект традиционной торговли в России реализуют табачную продукцию по сниженным ценам. Таковы результаты исследования, проведенного агентством «ИНФОЛайн-Аналитика» в октябре—ноябре 2017 года.

Продажа сигарет по ценам, ниже указанной на пачках максимальной розничной цены (МРЦ), оказывается на руку курильщикам, но не способствует выполнению целей, заложенных в концепции Минздрава по борьбе с курением, — министерство последовательно выступает за повышение цен на сигареты. При этом, как подсчитали эксперты агентства, только в уходящем году это может привести к снижению совокупной выручки торговых предприятий более чем на 210 млрд рублей и сократить доходы бюджета РФ из-за недополученного НДС почти на 21 млрд рублей.

Генеральный директор ИА «ИНФОЛайн-Аналитика» Михаил Бурмистров отмечает, что распространение практики реализации табачной продукции по цене ниже МРЦ стало возможным в силу существующего механизма исчисления минимальной розничной цены как составляющей не менее 75% от МРЦ.

Как показало исследование, средняя величина отклонения цены реализации табачных изделий от МРЦ в современных форматах розничной торговли в 2017 году составила 16% (в наиболее агрессивных с точки зрения ценовой политики дискаунтерах и алкомаркетах почти 18%), а в традиционных форматах — 13,5%.

Табачные изделия по ценам ниже МРЦ, указанных на пачках, продают более 95% торговых объектов современных форматов. В традиционных торговых форматах количество торговых точек, реализующих табачную продукцию по цене ниже МРЦ, превышает 55% от всего числа объектов традиционной торговли и более 75% от общего числа павильонов и других торговых объектов, специализирующихся на продаже табачных изделий.

По данным исследования, у крупнейших ритейлеров, работающих в нижнем ценовом сегменте (в первую очередь это дискаунтеры, алкомаркеты, дисконтные гипермаркеты), практически весь ассортимент табачной продукции, кроме некоторых позиций в премиальном сегменте, продается по ценам ниже МРЦ — доля такой продукции доходит до 90%. В магазинах с прилавками и неспециализированных павильонах доля табачной продукции, реализуемая ниже МРЦ, составляет 35-45%, преимущественно это табачные изделия низкоценового и среднего ценового сегментов, а в специализированных табачных павильонах и точках на рынках — 50-55%.

В агентстве прогнозируют, что снижение совокупной выручки розничной торговли от продаж сигарет по цене ниже МРЦ в 2017 году увеличится более чем на 55 млрд рублей, составив по итогам года превысит 210 млрд рублей. Из этой суммы более 136 млрд рублей приходится на торговые сети, несетевые магазины современных форматов и некоторые крупные объекты традиционной торговли, уплачивающие НДС, поэтому выпадающие доходы бюджета от НДС в 2017 году ввиду снижения налогооблагаемой базы могут составить порядка 21 млрд рублей.

Кроме того, будут иметь место дополнительные потери бюджета, связанные с недополучением налога на прибыль от организаций, работающих по упрощенной системе налогообложения.