Posted 28 апреля 2018,, 15:43

Published 28 апреля 2018,, 15:43

Modified 30 марта, 19:58

Updated 30 марта, 19:58

Эксперты: Спрос на продукцию российской промышленности рекордно упал

28 апреля 2018, 15:43

Положение российской промышленности в начале текущего года резко ухудшилось на фоне обвального падения спроса на продукцию.

Как следует из подготовленного РАНХиГС апрельского «Мониторинга», «индекс адаптации», составленный по итогам опроса топ-менеджеров крупнейших предприятий, в январе—марте 2018 года снизился до 74%. Причем темпы его падения (на 3 процентных пункта за квартал) стали рекордными с 2009 года, сообщает Finanz.

Каждая четвертая компания на рынке оценила свое состояние как неудовлетворительное, а их доля практически вернулась к отметкам 2016 года (27%).

«Самому большому негативному изменению подверглись оценки текущего спроса», — констатирует заведующий лабораторией конъюнктурных опросов Института Гайдара Сергей Цухло. По его словам, в прошлом году рост заказов был практически нулевым, в результате «промышленность не смогла обеспечить достаточные для гарантированного выхода из кризиса объемы продаж».

По данным на конец марта, практически каждая вторая компания оценивала спрос как «ниже нормального». Доля предприятий, удовлетворенных портфелем заказов сократилась с 65% до 58%.

Следом начал падать индекс финансового положения предприятий: доля топ-менеджеров, оценивших ситуацию как «неудовлетворительную», подскочила с 9% до 15%.

«Вероятно, низкая инфляция в сочетании со слабым спросом не позволяют промышленности получать достаточно средств для текущей деятельности и финансирования пост-кризисных инвестиционных программ», — делает вывод Цухло.

Спрос на потребительские товары сжался после обвала доходов населения, отмечает, в свою очередь, аналитик «Альпари» Роман Ткачук. По его оценкам, розничные продажи по-прежнему на 10% ниже докризисного уровня, а крупнейшие ритейлеры один за другим рапортуют о сложностях. Прибыль X5 в I квартале упала на 32%, чего в компании не было с 2014 года, а снижение продаж «Магнита» закончилось национализацией сети.

Инвестиционные товары российского производства не выдерживают конкуренции с импортом: если в 2015-м, на пике импортозамещения, 30% российских предприятий выражали намерение закупать отечественное оборудование, то в 2017-м их доля рухнула до 8%, показал опрос РАНХиГС, проведенный в феврале.

Проблема в качестве продукции, указывает директор программы «Экономическая политика» Московского Центра Карнеги Андрей Мовчан: чтобы сократить издержки и ускорить производственный процесс, в ход идут суррогатные ингредиенты, а технологии производства не выдерживаются.