Posted 10 мая 2018,, 10:53

Published 10 мая 2018,, 10:53

Modified 31 января, 19:26

Updated 31 января, 19:26

«Наш девиз — игра по правилам»

10 мая 2018, 10:53
Председатель правления Rietumu Рольф Фулс представил новую деловую философию банка. Среди приоритетов — повысить стабильность и стать ближе к клиентам.

В руководстве латвийского банка Rietumu в конце апреля произошли существенные изменения. Совет банка утвердил новый состав правления, председателем которого стал один из топ-менеджеров Rietumu Рольф Фулс. В интервью деловой газете Dienas bizness он рассказал о том, как банк планирует строить свой бизнес в будущем.

— Вы возглавили банк в период перемен. Чувствуете ли вы в себе уверенность, что все запланированное удастся воплотить в жизнь?

— Я работаю в Rietumu больше 20 лет, являюсь постоянным и старейшим членом правления. Благодаря этому я хорошо знаю банк изнутри, вижу все наши преимущества и возможности. Поэтому однозначно — да.

— Каковы основные преимущества Rietumu?

— Прежде всего, мы — большой банк не только по размеру активов, но и по уровню капитала. На конец прошлого года мы по этому показателю были третьими на рынке. В первую очередь это означает стабильность. Чем выше у банка капитальная база, тем больше у него различных перспектив, возможностей для маневра. Например, благодаря этому у нас сейчас больше ресурсов для развития кредитования, чем у большинства других латвийских банков.

В Rietumu на протяжении многих лет работает независимый профессиональный менеджмент, что позволяет принимать максимально объективные решения. Отличная команда специалистов, нет излишней бюрократии.

Важным преимуществом является и уровень нашего сервиса. Я убежден в том, что это дает нам конкурентные преимущества и в Балтии и, более широко, — в Европе. Мы умеем работать персонально, вникать в детали каждого проекта, настраивать свою продуктовую линейку на нужды конкретного бизнеса.

Наконец, у нас отличные современные технологии. Все это в совокупности создает прочную основу для развития новых направлений бизнеса.

— В последнее время банк принял ряд кардинальных решений — ввел в качестве базовой валюты евро, решил отказаться от обслуживания 4000 клиентов. Вы считаете, что такие резкие решения оправданы?

— В данных обстоятельствах — да. Причем, подчеркну, все эти решения важны не только для нас как для банка, но и для наших клиентов.

Если сама необходимость трансформации не была для нас неожиданностью, то скорость перемен, сжатые сроки, отведенные на это, вынуждают работать очень интенсивно. Поэтому мы с самого начала решили действовать максимально оперативно — чтобы еще больше повысить стабильность, защитить интересы клиентов.

У банка всегда была высокая ликвидность, однако мы решили повысить ее еще больше и продали с этой целью облигации. Таким образом, в пиковый момент репутационного кризиса латвийской финансовой системы мы могли бы без труда покрыть все наши обязательства.

По своей инициативе мы перешли на обслуживание в евро — это тоже важный стратегический шаг, преимущества которого, уверен, наши клиенты еще оценят.

Отказались от сотрудничества с большой группой клиентов, которые сейчас классифицируются как клиенты неприемлемо высокого риска. Всем им также необходимо пройти процедуры complines, то есть фактически подтвердить легальность происхождения средств.

— То есть больше никаких шелл-компаний?

— У такой формы организации бизнеса нет будущего. Причем это касается не только Латвии — это мировая тенденция, просто Латвия оказалась впереди. Еще пять-десять лет назад так называемые шелл-компании абсолютно легитимно использовались при организации холдингов. Но законодательство меняется, становится иным понимание рисков, а следовательно — меняются и требования к банкам. Это реальность, и с ней надо считаться.

Понятно, что такие стремительные перемены, в том числе для наших клиентов, — это непросто. Но мы стремимся помогать им, разъясняем, что выполнение необходимых сейчас процедур значительно упростит им жизнь в дальнейшем. Мы начали эту работу в середине марта. Думаю, что скоро мы, образно говоря, перевернем эту страницу.

Наш лозунг сегодня — «игра по правилам». По четким, прозрачным правилам, понятным и законодателям, и регулятору, и клиентам. Сейчас запустили рекламную кампанию с таким девизом.

— Но из латвийских банков сейчас уходят и другие, «хорошие» клиенты. Вы сталкиваетесь с этой проблемой?

— Да, такие случаи есть. Это сейчас проблема Латвии в целом, репутационная проблема ее финансовой системы. В силу последних событий репутация отрасли пострадала, и совершенно естественно, что некоторые клиенты чувствуют себя неуверенно. Главное, что мы можем и должны сделать в этой ситуации, — восстановить их доверие. Тогда, я уверен, основная часть ушедших вернется. Мы будем рады их возвращению.

К счастью, у нас есть и обратная тенденция — к нам приходят много новых клиентов, мы открываем новые счета.

— Откуда эти клиенты и почему они выбирают ваш банк?

— Могу сказать, что значительная их часть — из Балтии, в том числе Латвии. Помимо других объективных преимуществ, во многом они выбирают нас из-за нашей стабильности и репутации.

— Rietumu всегда специализировался на обслуживании международных клиентов. Сейчас в правительстве говорят о снижении доли нерезидентов в латвийских банках до 5%. С кем тогда вы будете работать в дальнейшем?

— Цифра в 5% нуждается в разъяснениях. Мы не понимаем до конца, кого имеют в виду, когда говорят «нерезидент»? Является ли нерезидентом, например, литовская компания? Латвия сама по себе — малая страна, но она часть «единой Европы». Нам так говорили всегда. Мы исходим из того, что та работа, которая сейчас ведется, имеет цель добиться 100% доли «чистых» клиентов в латвийских банках. И география здесь не на первом месте.

Своим домашним рынком мы считаем и Балтию, и другие регионы Европы. У нас и прежде было достаточно клиентов из стран Евросоюза, поэтому перестройка в этом смысле не представляет для нас проблемы.

Что касается новых клиентов, то для нас важно, чтобы они представляли современный, реальный бизнес. Мы как универсальный банк готовы предоставить весь необходимый им сервис — причем, подчеркну, очень высокого уровня.

— На какие услуги будете делать акцент в дальнейшем?

— Сейчас мы продолжаем разрабатывать будущую стратегию в деталях, но основные направления уже понятны.

Прежде всего, это кредитование. У нас относительно небольшой, но качественный кредитный портфель, и есть все возможности для его наращивания, в том числе на местном региональном рынке.

Мы намерены создать мощное кредитно-инвестиционное направление, которое будет заниматься инвестированием в проекты наших клиентов. Мы хотим стать ближе к бизнесу клиентов, более активно и глубоко сотрудничать с ними. Будем развивать финансирование международной торговли, экспортно-импортных операций. В этом бизнесе у нас большой опыт и хорошие позиции.

Другое важное направление — управление частными состояниями, портфельные инвестиции, операции на рынке ценных бумаг. Будем держать «в фокусе» карточный бизнес. Продолжим активно развивать направление, начатое несколько лет назад, — обслуживание интернет-торговли.

— С чем связаны изменения в правлении банка?

— Это часть большой программы трансформации. Банк становится более компактным. Соответственно, уменьшается и количество сотрудников во многих подразделениях. По этим же причинам произошли изменения в составе правления. Раньше в него входили восемь человек, теперь — пять. Все нынешние члены правления и раньше были в его составе.

— До сих пор вы не были публичной фигурой. Расскажите, как складывалась ваша карьера в Rietumu.

— Я родился в Южной Африке, окончил университет в Претории в начале 90-х и там же получил квалификацию присяжного бухгалтера (Chartered Accountant). Полученное образование дало мне хорошую базу для карьеры в финансовой сфере, которую я начал в аудиторской компании Deloitte. В Латвии банк Rietumu стал нашим первым крупным корпоративным клиентом. Я напрямую сотрудничал с его акционерами, и они произвели на меня очень позитивное впечатление и как люди, и как деловые партнеры. И, когда в 1997 году поступило приглашение присоединиться к команде Rietumu, я его сразу же принял.

Уже в следующем году я начал работать в правлении банка, где на протяжении многих лет занимался вопросами финансового планирования и контроля, управления ресурсами, развития технологий, корреспондентских отношений; курировал различные направления, связанные с клиентским сервисом — такие как кредитование и управление капиталами.

— Какими вы видите перспективы латвийской финансовой системы? Считаете ли, что нынешний кризис ей удастся преодолеть?

— В шутку говорят, что банкир становится тем лучше, чем больше кризисов он пережил. На моем веку их было уже несколько, и каждый нашей финансовой отрасли удавалось преодолеть.

Конечно, все кризисы — разные, и особенность нынешнего в том, что он, как я уже упоминал — не собственно финансовый, а репутационный. Но в будущем, я уверен, проблемы будут преодолены, доверие восстановится, и через несколько лет нынешние события станут учебным кейсом для будущих банкиров.

Беседовала Наталья Дайн