Как получить путевку во внешнюю экономику

Кризисы в России случаются постоянно, но бизнес уже научился с ними справляться, считает заместитель управляющего петербургским филиалом АО ЮниКредит Банка Антон Большаков.


© Фото из личного архива А. Большакова

О том, как сэкономить на внешнеэкономической деятельности, в интервью «Росбалту» рассказывает коммерческий директор региона «Санкт-Петербург Север», заместитель управляющего петербургским филиалом АО ЮниКредит Банка Антон Большаков.

 — Российская экономика переживает непростые времена. Это и санкционное давление, и попытки восстановления после кризиса. Как все происходящее отразилось на финансово-банковском секторе?

 — Российская экономика нередко переживает непростые времена. Различные кризисные явления в достаточной степени цикличны, они случаются с некоторой регулярностью. Это наша реальность: мы очень давно на рынке — в следующем году отметим 30-летие — и разные кризисы проходили вместе со всей страной. Поэтому мы научились рассматривать «непростые времена» как совершенно рабочий вариант. Но сейчас кризиса не наблюдается, есть лишь разные экономические и политические ситуации, но мы умеем с ними работать и трудностей не испытываем. За последние несколько лет мы сильно диверсифицировали линейку наших продуктов, как говорится, на все случаи финансовой жизни: от классического кредитования до страховых, сервисных и разного рода вспомогательных продуктов. То есть мы уже не только банк, но и своего рода финансовый помощник, делающий жизнь клиента более легкой и понятной.

 — Еще три-четыре года назад крупные российские банки сталкивались с существенным оттоком ликвидности. Как вы сейчас оцениваете ситуацию, стабилизировалась ли она?

 — Ситуация с банковскими вкладами и пассивной базой стабильна. Косвенным свидетельством этого является плавное, но постоянное снижение депозитных ставок. Это очень важный маркер того, что на рынке существует ликвидность, в некоторых ситуациях даже избыточная. При сохранении текущей экономической ситуации и отсутствии политических потрясений банковская система не должна столкнуться с дефицитом ликвидности и в дальнейшем.

 — Зарплаты россиян растут, но реальная покупательская способность снижается. Как в связи с этим вы оцениваете ситуацию на рынке потребительского кредитования, в том числе в Северо-Западном регионе? Увеличился ли спрос на кредиты?

 — Ситуация на рынке потребительского кредитования, можно сказать, стабильная и позитивная. И на Северо-Западе, и в стране. Спрос увеличился, в связи с чем расширились возможности банка выдавать кредиты и наращивать кредитные портфели. В 2018 году за первый квартал в Санкт-Петербурге на рассмотрение поступило заявок на 45% больше, чем годом ранее. То есть по поведению наших клиентов мы не можем сказать, что их доходы падают. Скорее, наоборот, у них появились дополнительные потребности. Что немаловажно, уровень просрочки в нашем банке находится на стабильно низком уровне. Это касается как юридических, так и физических лиц, платежеспособность которых плавно возрастает с 2014 года.

 — В ипотечном кредитовании ситуация аналогична?

 — Рынок ипотеки, безусловно, растет. Это можно сказать и про наш банк. Рост обусловлен в первую очередь снижением ставок по ипотечным программам. У людей все чаще возникает потребность менять качество и количество жилья. Предполагаем, что кредитная активность банка к осени должна только повыситься.

 — Что по поводу автокредитования? Ваш банк ощущает на себе оживление в российском автопроме? Стали ли клиенты чаще обращаться за автокредитами?

 — Рынок показывает падение продаж по отношению к первому кварталу. Но это объясняется окончанием действия госпрограммы. Все желающие «вскочить в последний вагон поезда» получили кредит в первом квартале года, поэтому там был приличный объем. Но это явно ощущается только в бюджетном сегменте, так как именно на него распространяется государственная поддержка. Премиум-сегмент исторически менее волатилен, однако и тут есть изменения. Увеличилась доля продаж автомобилей в лизинг. В дилерских центрах это объясняют отсутствием «свободных» финансовых ресурсов у физических лиц. Но нельзя сказать, что данная тенденция сильно меняет рынок.

 — Поговорим о малом и среднем бизнесе. Не секрет, что в нашей стране ему приходится непросто, несмотря на регулярные речи представителей власти о необходимости снижения административных барьеров, упрощении процесса кредитования и так далее. Проблемы как были, так и есть. ЮниКредит Банк давно активно работает с этим сегментом. Есть ли у вас новые специальные программы для малого и среднего бизнеса?

 — Малый и средний бизнес, несомненно, развивается, несмотря на различные барьеры. Мы уделяем этому сегменту большое внимание и активно работаем над продуктами для этого направления. Так, в этом году у ЮниКредит Банка появился новый комплекс услуг под названием «Путевка в ВЭД» для компаний, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью. Он позволяет компаниям значительно сократить затраты, связанные с обслуживанием экспортно-импортных операций. За разовую фиксированную плату компания получает возможность пользоваться услугами валютного контроля практически без ограничений. В год на комиссиях можно сэкономить более 100 тыс. рублей. Внешнеэкономическая деятельность в России набирает обороты, несмотря на все санкционные ограничения. И мы уже наблюдаем серьезный приток клиентов за время действия этой программы.

 — Есть ли какие-то ограничения для участия в программе «Путевка в ВЭД»?

 — Акция адресована широкому кругу участников рынка малого и среднего бизнеса. Принять участие в ней могут юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории Российской Федерации, являющиеся клиентами ЮниКредит Банка и не имеющие открытых паспортов сделок в течение последних 12 месяцев. Также важно не иметь задолженности перед налоговой и банком. Других ограничений нет.

 — В этом году ваш банк отмечает 25 лет работы на рынке Северо-Запада. Насколько вы успешны в регионе и как планируете развиваться в дальнейшем?

 — ЮниКредит Банк — универсальный банк. Сначала мы работали только с корпоративными клиентами, потом начали обслуживать и розничный бизнес. На текущий момент степень покрытия региона отделениями является оптимальной. С одной стороны, она не избыточна, с другой — покрывает все районы города и, по отзывам наших клиентов, отвечает их географическим потребностям. Нашу банкоматную сеть дополняет сеть банков-партнеров. Соответственно, у клиентов есть возможность использовать большое количество банкоматов с большой зоной покрытия на бесплатной основе. Мы активно развиваем каналы автокредитования и ипотечного кредитования, наращивая кредитные портфели в данных направлениях.

Беседовал Глеб Иванов


Ранее на тему В ЦБ РФ оценили размер «дыры» в капитале «О.К. Банка»