Posted 17 декабря 2018,, 13:33

Published 17 декабря 2018,, 13:33

Modified 31 января, 21:39

Updated 31 января, 21:39

Растущим поколениям — прогрессивная пища

17 декабря 2018, 13:33
АО «ПРОГРЕСС», занимающее около трети рынка детского питания в России и экспортирующее продукцию в страны СНГ и Балтии, вплотную подошло к поставкам в Китай.

Есть ли в сегодняшней России производства — вне топливно-сырьевого комплекса — которые бы радовали отечественного потребителя чем-то полезным, успешно соревновались с импортом, да еще и на внешний рынок выходили? Такие производства есть — причем, например, в столь ответственной и «деликатной» сфере, как детское питание.

Так, завод АО «ПРОГРЕСС» в Липецке, выпускающий примерно 1,4 млрд единиц готовой продукции в год и занимающий около трети рынка детского питания в России, вместе с тем экспортирует продукцию в страны Балтии, известные своими молочными, да и другими продуктами для детей, и вплотную подошел к «проникновению» в Китай. «Товар лицом» липецкие пищевики продемонстрировали журналистам.

«ФрутоНяня» — флагманский бренд предприятия с 2000 года, есть еще продукты под маркой «Малышам». А также — для взрослых — минеральные воды «Липецкий бювет».

В 1990 году, в разгар горбачевской перестройки, здесь, с участием шведских и бразильских партнеров было основано передовое производство фруктовых соков и пюре. Плодовый приоритет естественен для благодатной земли центрально-черноземного клина. Сегодня, с высоты прожитых лет и с высоты третьего этажа главного производственного корпуса можно увидеть небольшой серый блок, примыкающий к железнодорожной ветке. Это здание того, первого заводика.

Рост — во много раз. В наши дни АО «ПРОГРЕСС» производит «всю линейку» детского питания — кроме одного «сегмента»: заменителей грудного молока.

«В этом производстве мы не участвуем, — говорит директор департамента инноваций и управления изменениями АО «ПРОГРЕСС» Дмитрий Макаркин. — Наша компания придерживается той стратегии, что мама должна кормить грудью как можно дольше. Но при этом обязательно, в возрасте от 4 до 6 месяцев, начать давать прикорм».

Все виды «прикормов» здесь выпускаются: молочные, фруктово-овощные, мясные. Наименований продукции более 250: пюре и соки, сухие и жидкие каши, овощные супы, молоко, йогурты и творожки, биолакты, лакомства для детей «Фруктовые кусочки» и многое другое… Пестрое разнообразие ярких пакетов, баночек и бутылок.

«При производстве большей части продукции «ФрутоНяня» используется сырье высокого качества российского производства, — разъяснил директор завода АО «ПРОГРЕСС» Алексей Волочай. — Это, например, слива, яблоки, кабачки, брокколи и цветная капуста. Завод полностью обеспечивает отечественным сырьем свои потребности при производстве молочной и кисломолочной продукции. Вместе с тем, из-за нехватки необходимого качественного сырья или сырья, которое не произрастает на территории РФ, мы вынуждены использовать импортное сырье. Например, банан, груша, манго, персик, абрикос».

Может несколько удивить, что предприятие включает в список импорта груши и абрикосы, которые на российском юге, вообще-то, произрастают. Дело, однако, в том, что для детского питания нужны именно высококачественные плоды. Их не так-то просто вырастить.

Все сельскохозяйственное сырье АО «ПРОГРЕСС» получает примерно от 60 поставщиков — фермеров и сельхозпредприятий из 8 регионов, от Смоленской области до Кубани. Завод работает только с испытанными и надежными поставщиками, и не просто закупает сырье, но постоянно ведет работу по обучению фермеров. Специалисты АО обсуждают с фермерами, какие семена приобретать, какие удобрения вносить и как поливать, собирать и измельчать, чтобы не допустить появления вредных веществ в плодах.

До родительского сознания специалисты стараются донести, что детское питание должно быть именно промышленным. Это слово не должно никого отпугивать. Потому что ни на каком рынке, и даже на собственном огороде, не вырастить такие овощи, свободные от химических примесей (в том числе и таких, что для взрослого организма, может быть, и не опасны уже).

«Мы помним 2014 год, когда случилась первая волна запретных мер, санкций, мы не могли получить необходимый объем яблок, — рассказал директор завода Алексей Волочай. — Запретили ввозить яблоки из Польши и Германии. И все наши яблоки, которые мы получали для промышленной переработки — тут же стали «товарными» и ушли на прилавки магазинов, где фермерам стало выгоднее их реализовать. Но наш менеджмент эту проблему решил».

«Подстраховкой» по части плодов и овощей является Южная Америка. Это нормальная практика XXI века — когда что-то не уродилось в Северном полушарии, к марту-апрелю уже можно завезти из Южного. Импортные, к сожалению, и все витаминно-минеральные «премиксы», поскольку вся российская промышленность в этом сегменте еще пребывает в «плачевном» состоянии.

Настоящая гордость АО «ПРОГРЕСС» — молочное производство, развернутое в прошлом году. «Молоко мы получаем от трех одобренных поставщиков, — рассказал директор. — У этих производителей коровы лучших европейских пород, и самое современное оборудование.

От дойки до первой термообработки молока проходит не более 24 часов. Когда молоковоз въезжает на предприятие, его тщательно моют, снимают пломбы — и только после лабораторной проверки образцов молоко скачивают.

В цехах молочного производства почти не увидишь людей. Никаких «работниц с веслами у творожных ванн». Один оператор на цех — и блеск автоматического оборудования из нержавеющей стали. Стерильные танки, трубчатые теплообменники, автоклавы, фасовочные линии. Автоматически работают стрелы небольших подъемных кранов. Матерчатые трубы вентиляции — их регулярно меняют и стирают.

За стеклами можно увидеть, как пластиковые бутылки после выдувания направляются в стерильном коридоре, по пути с них срезается «купол», тут же мгновенно производится нАлив (с ударением на первом слоге) молочного продукта — и за секунды на горлышко припаивается крышечка из фольги: открытой бутылочка остается доли секунды. Выдуваются стаканчики из двуслойного полиэтилен-полистирола. Материал стерилизуется острым паром.

Три линии наполняют и вакуумно упаковывают стеклянные баночки по 80, 100 и 250 граммов, получаемые только от проверенных и аттестованных поставщиков. Каждая банка фотографируется и проверяется на геометрию, на отсутствие сколов и стеклянных нитей.

Мясная продукция тоже полностью освоена предприятием. В прошлом году открыта даже линия халяльной продукции. Производство контролирует представитель Липецкой мусульманской общины (что, правда, несколько удорожает продукт).

На складах готовой продукции — высоченные штабеля, между которыми бодро снуют электрокары-погрузчики, в том числе с высокими подъемниками. Вся логистика компьютеризована, на мониторах видно, где лежит какой товар, и какой срок.

То, что производством маленьких упаковочек для самых маленьких потребителей занимается, по сути, промышленный гигант, вполне логично. Только здесь можно обеспечить жесточайший лабораторный контроль на всех этапах. Ну, а одним из любопытных «предметов интерьера» на заводе является большое зеркало с надписью поверху: «Этот человек отвечает за качество».

На подходе — экспорт в Китай. Основная проблема — в каждой провинции КНР свои стандарты. А у нас в России на продукцию для малышей действует единый, но самый строгий стандарт.

Леонид Смирнов