Posted 21 января 2019,, 15:37

Published 21 января 2019,, 15:37

Modified 31 января, 21:53

Updated 31 января, 21:53

«Список Магнитского»: приговор или индульгенция?

21 января 2019, 15:37
Бизнесмен Константин Пономарев просится под домашний арест, обещая не бежать и ссылаясь на свой статус в резонансном деле.

На минувшей неделе Люберецкий районный суд продолжил разбирать дело Константина Пономарева, хорошо известного своими запутанными схемами по сдаче в аренду дизельных генераторов, в результате которых вынудил заплатить ему десятки миллиардов рублей и утаил, по мнению ФНС, рекордную для физического лица сумму налогов. Однако последнее заседание было прервано — в ходе перерыва в лифте здания суда застряли оба прокурора и один из обвиняемых по делу Пономарева.

Задержка происходит не первый раз, что дает Пономареву множество поводов просить судью выпустить его под домашний арест. Так и добираться до суда проще, и проволочек меньше.

Константин Пономарев попал в СИЗО 9 июня 2017 года и обвиняется в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере, покушении на мошенничество, подкупе свидетелей, заведомо ложном доносе.

«Я не уеду — я в «списке Магнитского», — именно такими словами Пономарев убеждал судью отпустить его под домашний арест. Ранее его защитники не смогли добиться выхода их клиента из изолятора, предложив беспрецедентный залог в 120 млн рублей. Но судья каждый раз был непреклонен. И есть отчего, утверждают СМИ.

Так, следствие успело арестовать обвиняемого чуть ли не по дороге в аэропорт. Говорят, хотел выехать в Черногорию. Впрочем, накопленные им средства, нахождение большей части которых неизвестно, позволяют при желании пересечь границу любым способом. Только по мировому соглашению с концерном ИКЕА в 2010 году Пономарев получил 25 млрд рублей, что по актуальному на тот момент валютному курсу превышало $800 млн.

Впрочем, «список Магнитского», упомянутый Пономаревым неоднократно, вызывает у наблюдателей самое большое количество вопросов. Статус свидетеля по резонансному делу покойного аудитора предполагает скорее раскрытые объятия многих юрисдикций и гарантии в отказе от экстрадиции в Россию, чем наоборот.

СМИ даже начали сравнивать Пономарева с Родченковым, бывшим главой российского Антидопингового центра и нынешним информатором WADA. Разве может что-то помешать бизнесмену пойти тем же путем и наладить конструктивное сотрудничество с противниками нынешней российской власти на Западе?

Могут быть проведены параллели и с экс-разведчиком Сергеем Скрипалем, несмотря на его «отсидку» после разоблачения в России, судя по всему, оказавшимся полезным иностранным спецслужбам и задействованным в большой игре явно не в пользу РФ. Вполне можно представить ситуацию, при которой свидетеля по делу Магнитского возьмут за океаном под столь же плотную опеку ради интересных показаний в суде.