Posted 26 августа 2019,, 11:32

Published 26 августа 2019,, 11:32

Modified 30 марта, 16:08

Updated 30 марта, 16:08

«Северный поток-2» перевели в «последнюю четверть»

26 августа 2019, 11:32

Компания Nord Stream 2 AG, оператор проекта строительства газопровода «Северный поток-2», объявила сегодня, что он проложен уже по двум ниткам на 1 тыс. 855 км, и это 75% от общей протяженности обеих ниток.

Комментируя событие, председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер отметил в беседе с журналистами, что трубопровод «перешел в последнюю четверть», сообщает «Интерфакс».

По данным Nord Stream 2 AG, к настоящему времени трубы проложены по дну Балтийского моря в водах России, Финляндии, Швеции и Германии. Причем в водах России укладка труб продолжается, а в территориальных водах Германии и Финляндии строительство полностью завершено.

Напомним, что в прошлую среду, 21 августа, президент РФ Владимир Путин, находившийся с поездкой в Хельсинки, поблагодарил Финляндию за «прагматичный подход» к проекту «Северный поток»-2» и объявил о завершении укладки трубопровода на финском участке.

Газопровод «Северный поток-2», который прокладывается по дну Балтийского моря, предназначен для прямой доставки газа от поставщиков в РФ потребителям в Европе. Предполагаемая мощность «потока» — 55 млрд кубометров газа в год. Этот проект станет альтернативным вариантом поставок, если не будет продлено соглашение о транзите газа между Россией и Украиной — срок его действия истекает 31 декабря этого года.

Между тем еще в мае Nord Stream 2 AG не исключила, что проект, скорее, будет запущен в 2020 году, а не в конце 2019-го из-за задержки получения разрешений от Дании, которая пока не «дает добро» на строительство трубопровода в своих территориальных водах.

Более того, новая глава Еврокомиссии, экс-министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен в июле предупреждала в интервью Bild, что существует опасность слишком сильной зависимости Европы от российской энергии. На ее взгляд, угрозу несет «Северный поток-2» (газопровод из России в Европу в обход Украины), который имеет как экономический, так и политический масштаб.

По мнению фон дер Ляйен, необходимы поправки в газовую директиву ЕС, из-за которых стоивший 10 млрд евро трубопровод может остаться полупустым. Речь идет о «разделении функций»: одна компания не может быть одновременно и поставщиком газа, и владельцем трубопровода. Поправки требуют, чтобы морские газопроводы подчинялись тем же нормам, что и сухопутные — с обязательным доступом к трубе независимых поставщиков. Выполнить требования Евросоюза «Газпром» не в состоянии: «лишь его месторождения подключены к «Северному потоку-2», а кроме того, ни одна российская компания не имеет права на экспорт трубопроводного газа. Это означает, что вторая ветка потока останется полупустой», указала глава Еврокомиссии.

Позже, в августе, агентство Reuters сообщило, что задержка запуска газопровода «Северный поток-2», который Россия прокладывает в Европу в обход Украины, может составить 8 месяцев и привести к дополнительным инвестициям в сумме до 660 млн евро ($740 млн). Плановый бюджет проекта составляет 9,5 млрд евро. «Задержка проекта приведет к значительным финансовым потерям Nord Stream 2 (оператора проекта — ред.)», — приводило агентство выдержки из письма, направленного апелляционной палате Дании по энергетике с просьбой отменить требование властей о третьем маршруте.

20 августа президенты США и Румынии Дональд Трамп и Клаус Йоханнис в совместном заявлении подчеркнули, что выступают против строительства газопровода «Северный поток-2» и в целом проектов, которые «ставят союзников и партнеров в энергетическую зависимость от России».

Тем временем США и некоторые европейские страны обсуждают альтернативу «Северному потоку-2» — трубопровод EastMed (Eastern Mediterranean Pipeline Projeсt). С его помощью планируется поставлять газ из Восточного Средиземноморья в Италию через территорию Греции. Как писала ранее Junge Welt, проект EastMed обсуждался на конференции в Афинах 7 августа при участии представителей США, Греции, Кипра и Израиля. Издание отмечало, что Вашингтон «не может запретить импорт газа из России без жизнеспособной альтернативы».