Posted 29 августа 2019,, 06:36

Published 29 августа 2019,, 06:36

Modified 30 марта, 16:06

Updated 30 марта, 16:06

В России оценили масштабы теневой экономики

29 августа 2019, 06:36

Размер ненаблюдаемой экономики России (теневое и неформальное производство) в 2017 году составил 12,7% ВВП, причем самая высокая доля неформального сектора — в сфере операций с недвижимостью (6,3% ВВП, или половина всей серой экономики страны), а также в сельском хозяйстве, торговле и строительстве.

Агентство РБК проанализировало данные Росстата о национальных счетах в 2014—2018 годах и предположило, что объем ненаблюдаемого сектора в 2017 году можно оценить в 11,7 трлн рублей, тогда как ВВП страны в рыночных ценах за тот год составил 92,1 трлн рублей. То есть размер теневой экономики оказался на уровне 12,7% ВВП.

Как полагает директор Международного института профессионального статистического образования НИУ ВШЭ Алексей Пономаренко, что россияне остаются в неформальной экономике, потому что стремятся избежать избыточного государственного регулирования, высоких налогов. Но, главное, в официальном секторе нет предложений работы с высокой оплатой труда, поэтому люди ищут возможность заработка в неформальной деятельности, считает он.

Напомним также, что накануне были представлены данные Росстата, согласно которым общие расходы российской экономики на чувствительные с точки зрения национальной безопасности объекты — вооружения длительного пользования и продукты интеллектуальной собственности — составили в 2017 году 4,85 трлн рублей, или почти 5,3% ВВП за тот год, причем они увеличились в сравнении с 2016 годом на 5,8% в номинальном выражении.

Росстат в статистическом представлении валового накопления давно «свернул» данные о расходах по двум этим категориям, и понять, сколько в отдельности потрачено на военные системы, а сколько — на исследования и разработки, невозможно. Однако РБК определил общий показатель засекреченных расходов по остаточному принципу — как разницу между совокупным объемом валового накопления основного капитала (19,88 трлн рублей) и поименованными затратами на основные фонды, такие как здания, транспорт, оборудование и т. д.

Как пояснила агентству заместитель руководителя Росстата Ирина Масакова, ведомство не раскрывает эти сведения и не планирует публиковать в дальнейшем из-за секретности. При этом актуальные данные есть только за 2017 год, поскольку Росстат еще не опубликовал детализацию валового накопления за 2018 год.

Минэкономразвития (МЭР) РФ ожидает роста экономики страны по итогам 2019 года на уровне 1,3% после подъема на 2,3% в минувшем году. Однако Банк России ранее ухудшил свой прогноз по темпам прироста ВВП в 2019 году — с 1,2-1,7% до 1-1,5%.

Ранее на этой неделе МЭР предложило дополнительные меры по повышению потенциала экономического роста в России. Как уточнял глава министерства Максим Орешкин, в базовый сценарий социально-экономического развития заложена успешная реализация восьми структурных мер.

Прежде всего, речь идет об улучшении инвестиционного климата в стране. Второй мерой обозначено повышение эффективности функционирования рынка труда. В-третьих, полагают в МЭР, необходимо повысить эффективность функционирования государственного и квазигосударственного сектора.

Четвертой мерой названо ускорение технологического развития. В качестве пятой мерой определено развитие конкуренции.

Кроме того, сделан акцент на «финансировании», то есть, поясняют в министерстве, «должны быть реализованы меры, направленные на создание источников финансирования инвестиционных проектов внутри экономики».

Седьмой мерой назван внешний сектор, что предполагает, прежде всего, «достижение целей по расширению несырьевого неэнергетического экспорта товаров и экспорта услуг». И финальной, восьмой мерой в МЭР видят необходимость модернизации системы государственного управления.