Posted 12 сентября 2019,, 14:07

Published 12 сентября 2019,, 14:07

Modified 31 января, 23:45

Updated 31 января, 23:45

Ни госдолга, ни развития

12 сентября 2019, 14:07
То, что у государства все в порядке с деньгами, конечно, неплохо. Но что толку, если это не выливается в рост благосостояния граждан, отмечает экономист Игорь Николаев.

С середины 2019 года госдолг России стал меньше, чем все взятые вместе ликвидные активы «расширенного правительства», то есть федеральных властей, регионов и внебюджетных госфондов. Об этом на днях сообщил РБК, опираясь на данные Минфина и Центрального банка.

При этом мы видим экономическую стагнацию в стране, рост задолженности населения банкам и весьма низкие доходы большинства российских граждан. Напомним, что по данным Росстата медианная зарплата работников крупных и средних предприятий в России в апреле 2019 года составила 34,3 тысячи рублей в месяц. Это означает, что половина трудящегося населения получает такую зарплату и ниже.

Однако обратим внимание, что в этот отчет Росстата не вошли работники малых и микропредприятий, где заработные платы традиционно меньше, чем в крупных и средних компаниях. Соответственно, если бы они учитывались официальной статистикой, медианная зарплата по стране была бы еще ниже.

О том, что означает тот факт, что у России не осталось «чистого» госдолга и почему благосостояние российских граждан от этого не растет, обозреватель «Росбалта поговорил с директором Института стратегического анализа Игорем Николаевым.

— Как вы расценили информацию о том, что госдолг в России практически исчез?

— Ну, он не то чтобы исчез, просто речь идет о том, что денег достаточно для того, чтобы весь наш государственный долг, а это около 500 млрд долларов, был погашен. То есть действительно получается, что чистого госдолга у нас сейчас нет. Однако не стоит переоценивать значение этого показателя. Надо смотреть, прежде всего, на то, что происходит с российской экономикой — растет она или нет, что с доходами граждан.

Жизнь показывает, что этот показатель (состояние госдолга) не всегда коррелирует с состоянием экономики. Принять его к сведению можно, но переоценивать не стоит.

— Несмотря на такие замечательные успехи в деле сокращения госдолга мы фактически сейчас имеем экономическую стагнацию и рост задолженности населения перед банками…

— Да, реальные доходы населения не растут. Даже по прогнозам Минэкономразвития, которое официально не может прогнозировать снижение реально располагаемых доходов граждан, получается, что нас в этом году ожидает их «увеличение» на 0,1 процента. То есть с 2014 года доходы населения падают и даже по официальным прогнозам, как мы видим, практически расти не будут.

Соответственно, возникает вопрос: что населению от того, что не будет какого-то там государственного долга? Людей по праву волнует то, что у них в карманах, что происходит с их доходами. А то, что у государства все хорошо с деньгами — это, конечно, неплохо, но если это не выливается в благосостояние граждан, то что с этого толку?

— Глава Минэкономразвития Максим Орешкин говорит, что-то, что сделано в макроэкономике страны с 2014 по 2019 год попадет в учебники, правда, пока не очень понятно с каким знаком — плюс или минус… Может быть вместо того, чтобы сокращать госдолг до отрицательных значений и складывать государственные денежные ресурсы в «кубышку», стоило бы увеличить уровень заработной платы наших граждан, вкладывать средства в инфраструктурные проекты, в промышленность? Этого, насколько я понимаю, у нас делать не собираются…

— Нет, они собираются, и, судя по прогнозам (правительства), там все замечательно. Ведь рост инвестиций в основной капитал в следующем году у нас запланирован просто взрывной. Он должен составить 7,6%. С учетом того, что по итогам первого полугодия 2019 года инвестиции в основной капитал в России сейчас около 0,5-0,7%, это очень резкий рост. То есть, планы-то, прогнозы, есть, а вот на деле чего-то не получается…

— Почему?

— Это как раз понятно. Потому что такой рост у нас запланирован в надежде на то, что увеличивать инвестиции в основной капитал будет не только государство, которое собирается делать это через нацпроекты, но и частный бизнес. А он-то особо в это и не вкладывается. Поэтому развития и нет, поэтому мы и стагнируем. Это, конечно, не единственная причина, но одна из основных.

Беседовал Александр Желенин