Posted 28 февраля 2020,, 06:35

Published 28 февраля 2020,, 06:35

Modified 30 марта, 14:49

Updated 30 марта, 14:49

Над российским ФНБ нависла «угроза» из-за коронавируса

28 февраля 2020, 06:35

Обвальное падение мировых цен на «черное золото» на фоне стремительного распространения китайского коронавируса COVID-2019 привело к тому, что разрыв между рыночной ценой на нефть и планкой отсечения по бюджетному правилу ($42,4 за баррель марки Urals в 2020 году) сжался до минимума за время действия последней версии бюджетного правила в России.

Согласно действующему с 2018 года бюджетному правилу (переходное правило было введено в 2017 году), все нефтегазовые доходы бюджета сверх установленной цены отсечения (ежегодно индексируется на 2%, начиная с $40 в 2017 году) поступают в Фонд национального благосостояния (ФНБ), который является суверенной «подушкой безопасности».

Между тем в ходе торгов 27 февраля стоимость апрельского фьючерса на нефть эталонной марки Brent составила на минимуме $50,97. Дальнейший обвал котировок резко сократит пополнение национальных резервов России, сообщает РБК.

В Минфине РФ заверили, что пока фактическая цена на нефть Urals превышает базовую (в этом году порядка $42 за баррель), осуществляются операции по покупке валюты в объеме дополнительных нефтегазовых доходов. «В случае снижения фактических цен ниже этого уровня предусмотрено проведение операций по продаже валюты в объеме выпадающих нефтегазовых доходов», — добавили в министерстве.

Однако директор аналитического департамента «Локо-Инвеста» Кирилл Тремасов предупреждает, что нефть уже находится в опасном для российского бюджета диапазоне. «Давление на рубль и ОФЗ может заметно возрасти, а если еще и развалится сделка ОПЕК+ по дополнительному сокращению добычи, то рублевые активы ждут серьезные неприятности», — опасается экономист.

Напомним также, что, по оценкам Минфина РФ, Фонд национального благосостояния (ФНБ) России увеличился за прошлый месяц на 67 млрд 482,5 млн рублей и 1 февраля 2020 года достиг 7 трлн 840 млрд 545,1 млн рублей, или 6,9% ВВП. Эта сумма была на тот момент эквивалентна $124,382 млрд.

В целом за прошлый год ФНБ увеличился в рублевом исчислении на 3,7 трлн рублей — с 4 трлн 36 млрд 47,6 млн рублей на 1 января 2019 года.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, все нефтегазовые доходы от цены нефти сверх планки отсечения ($40 за баррель в 2017 году, далее ежегодно индексируется на 2%) считаются дополнительными и за их счет формируется ФНБ. До накопления в фонде 7% ВВП все его средства должны размещаться на депозитах и счетах ЦБ, который инвестирует их только в высоколиквидные зарубежные активы, а свыше этой планки допускается размещение в иные финансовые активы.

Еще 7 ноября 2019 года глава Минфина РФ Антон Силуанов допускал, что в 2020 году «подушка безопасности — ФНБ — может быть распечатана. Инвестирование средств фонда возможно после того, как ликвидная часть фонда достигнет 7% ВВП, и это, как ожидается, случится уже в следующем году. По словам первого зампреда правительства, вкладывать средства ФНБ в российские проекты планируется на условиях софинансирования с частным бизнесом на возвратных условиях. На каждый рубль из ФНБ ожидается 4-5 рублей частных инвестиций.

Позже в ноябре Минфин определил три принципа для отбора проектов, которые будут финансироваться из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Как сообщили газете «Известия» в министерстве, планируется исключить принятие индивидуальных решений по проектам, обеспечить прозрачность процесса и снизить зависимость от цен на нефть. При этом главным предпочтением в инвестициях станет ликвидность проектов, чтобы была возможность быстро выйти из них.

В начале декабря Минфин РФ представил поправки в Бюджетный кодекс, касающиеся вложений средств Фонда национального благосостояния. Согласно документу, размещенному на федеральном портале проектов нормативных актов, предполагается установить максимальную планку инвестируемых средств на уровне 1 трлн рублей на период 2020—2022 годов с возможным последующим расширением после 2022 года. Как указывается в законопроекте, деньги из ФНБ предлагается, в частности, вложить во внутренние самоокупаемые инфраструктурные проекты из списка правительства, а также направить на экспортные кредиты для иностранных государств.