Posted 21 мая 2020,, 14:45

Published 21 мая 2020,, 14:45

Modified 30 марта, 14:12

Updated 30 марта, 14:12

Стало известно, что именно позволило ЦБ РФ понизить ключевую ставку

21 мая 2020, 14:45

Экономический кризис, вызванный пандемией коронавирусной инфекции COVID-19, а также обвалом цен на нефть и девальвацией рубля в феврале—марте, вызвал и шок предложения, и шок спроса, но последний оказался сильнее, что позволило Банку России начать понижение ключевой ставки. Об этом сегодня в рамках Финансового форума РСПП заявил первый заместитель председателя Центробанка РФ Сергей Швецов.

По его словам, «кризис необычный — мы видим и шок спроса, и шок предложения».

«Со стороны предложения часть производств остановилась», однако, указал первый зампред ЦБ, «шок спроса оказался гораздо выше, и это позволило Банку России» не повышать процентную ставку, а, «наоборот, начать ее снижение», сообщает ПРАЙМ.

При этом Швецов добавил, что регулятор видит запас для дальнейшего понижения ставки.

Напомним, 8 мая председатель Банка России Эльвира Набиуллина заявила, что Центробанк допускает вариант снижения ключевой ставки сразу на 100 базисных пунктов (или на 1 процентный пункт) на следующем заседании, которое намечено на 19 июня.

«Что касается нашего шага по ключевой ставке (сейчас составляет 5,5% годовых — ред.). Я хочу вам сказать, что и на последнем заседании совета директоров мы рассматривали возможное снижение на 100 базисных пунктов. Я допускаю, что если ситуация будет развиваться как сейчас, вариант снижения на 100 базисных пунктов также будет рассматриваться, безусловно, в числе других альтернатив (в июне — ред.)», — цитирует ПРАЙМ главу ЦБ.

При этом она указала, что траектория ключевой ставки будет определяться так, чтобы инфляция находилась вблизи 4%.

Напомним, что 24 апреля совет директоров Банка России понизил значение ключевой ставки сразу на 50 базисных пунктов до 5,5% годовых. Таким образом, ставка понижена во второй раз в текущем году и до уровня исторического минимума конца 2013 года — начала 2014 года. Регулятор тем самым обозначил выход на стимулирующую денежно-кредитную политику, что должно поддержать российскую экономику в условиях пандемии коронавирусной инфекции.

Ключевая ставка Банка России — основной инструмент денежно-кредитной политики регулятора. Это ставка, по которой Центробанк предоставляет деньги коммерческим банкам. При этом она служит сигналом для финорганизаций, которые ориентируются на ключевую ставку, выдавая кредиты и привлекая вклады.

Как констатировал ЦБ в своем пресс-релизе, что «ситуация кардинально изменилась с момента заседания Совета директоров в марте». «Для борьбы с пандемией коронавируса существенные ограничительные меры введены и в мире, и в России, что негативно отражается на экономической активности. Это создает значительное и продолжительное дезинфляционное влияние на динамику цен со стороны совокупного спроса, что компенсирует эффекты временных проинфляционных факторов, в том числе связанных с падением цены на нефть», — пояснил регулятор.

Позже, 28 апреля, Набиуллина заявила, что Центробанк РФ, понимая масштаб экономического шока из-за коронавирусной инфекции COVID-19, обвала цен на нефть и девальвации рубля, может снижать ставку большими шагами, чем раньше.

Добавим, что российская экономика в феврале—марте 2020 года оказалась под мощным воздействием сразу двух негативных факторов — стремительного распространения пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и ее пагубного влияния на глобальную экономику, а также обвала цен на нефть. На этом фоне рубль существенно обесценился к доллару и евро. Реагируя на ситуацию, правительство и Банк России утвердили несколько пакетов мер по поддержке экономики и граждан.

21 апреля правительство РФ сообщило, что стоимость принятых кабмином мер поддержки экономики уже составила 2,1 трлн рублей. Ранее глава Минфина РФ Антон Силуанов заявлял, что объем бюджетных мер для борьбы с коронавирусом и его последствиями в РФ составляет около 2,8% ВВП. В целом же, совокупный объем фискальной поддержки граждан и бизнеса всех отраслей в условиях пандемии коронавируса Минфин оценил в 6,5% ВВП.