Posted 6 января 2021,, 04:20

Published 6 января 2021,, 04:20

Modified 30 марта, 12:37

Updated 30 марта, 12:37

Аналитик: Опоры для экономического прорыва в России пока нет

6 января 2021, 04:20

По ее словам, «наступивший долгожданный 2021 год для российской экономики может стать переходным временем: здесь вряд ли будут глубокие спады, потому что где было возможно, „соломку“ уже подложили, но и прорывов ждать тоже вряд ли стоит».

«Средние ожидания по 2021 году выглядят следующим образом: рост ВВП в наступившем году окажется не выше отметки 1,7%, и это будет просто праздник. Более реальный диапазон — 1,2-1,5%. Точки опоры в данном случае — это активное поведение потребителя (что очень сомнительно) и расширение добычи углеводородов (более вероятно). Инфляция в следующем году, согласно усредненным ожиданиям, сохранится на уровне 4,1-4,3%. Ключевая ставка Банка России может колебаться в пределах 4,00-4,55% годовых. Восстановительного рывка не будет, опоры для него не создано», — говорится в обзоре эксперта.

Она обращает внимание на то, что «у ЦБ РФ в монетарной политике есть только одна важная цель: поддержать кредитование экономики». «Ни влиять на инфляцию, ни контролировать курс рубля тут никому не интересно», — полагает аналитик.

При этом она указывает, что «основная угроза для российской экономики — новые американские санкции и спад интереса мира к потреблению углеводородов». «Вызовы же все те же: может ли Россия, сохраняя собственные интересы приоритетными, не финансировать их из карманов нищающих потребителей и искать точки диверсификации экономики. Наступивший год идеален для удачного решения этого наболевшего вопроса», — уверена Бодрова.

Напомним, что российская экономика в феврале–марте 2020 года оказалась под мощным воздействием сразу двух негативных факторов — стремительного распространения пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и ее пагубного влияния на глобальную экономику, а также обвала цен на нефть. На этом фоне рубль существенно обесценился к доллару и евро. Реагируя на ситуацию, правительство и Банк России последовательно вводили несколько пакетов мер по поддержке экономики и граждан.

11 мая президент РФ Владимир Путин объявил о завершении с 12 мая единого периода нерабочих дней, действовавшего с 30 марта в рамках борьбы с COVID-19.

2 июня премьер-министр Михаил Мишустин представил главе государства первый вариант общенационального плана по восстановлению российской экономики в 2020–2021 годах. 19 июня Путину был направлен доработанный проект нацплана, а 23 сентября правительство утвердило окончательный вариант документа (стоимостью около 6,4 трлн рублей).

Позже, 19 октября, замглавы Минэкономразвития (МЭР) РФ Оксана Тарасенко подсчитала, что общая стоимость антикризисного пакета мер, введенных в России в период пандемии, составила 5–6% ВВП.

В ноябре Путин заявил, что объем антикризисной поддержки из бюджета в период эпидемии составил в России 4,5% ВВП, что помогло смягчить ситуацию в экономике и пройти тяжелый период без необратимых потерь.

Добавим, что по итогам III квартала 2020 года экономика РФ сократилась, по оценке Росстата, на 3,4% в годовом сопоставлении после падения на 8% тремя месяцами ранее и роста на 1,6% в I квартале. За январь–сентябрь ВВП страны упал на 3,5%.

Еще в начале сентября МЭР пересмотрело в сторону улучшения прогноз экономического спада в России на 2020 год — до 3,9% с 4,8% в июньской версии.

25 декабря глава Минэкономразвития Максим Решетников заявил в Совете Федерации, что его ведомство чуть улучшило ожидания по падению ВВП в прошедшем году — до 3,8% (после роста на 2% по итогам 2019 года, по уточненной оценке Росстата (ранее — плюс 1,3%)).

В свою очередь, Центробанк РФ еще в конце октября улучшил свой прогноз спада российской экономики в 2020 году — с июльской оценки в 4,5-5,5% до 4-5%.