Posted 21 апреля 2022,, 15:48

Published 21 апреля 2022,, 15:48

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

Набиуллиной дали еще пять лет

21 апреля 2022, 15:48
Депутаты Госдумы продлили полномочия главы Центробанка РФ до 2027 года, руководствуясь принципом «коней на переправе не меняют».

Госдума в четверг по предложению президента РФ Владимира Путина переназначила главу Центробанка Эльвиру Набиуллину на новый пятилетний срок — до 2027 года. Напомним, Набиуллина заступила на эту должность в 2013 году, а в 2017 году Госдума снова согласилась выдать ей кредит доверия.

Работу Центробанка под предводительством Набиуллиной, как в период пандемии, так и в первое время после начала спецоперации на Украине, в Госдуме признали чуть ли не образцовой. С такой оценкой согласились депутаты из «Единой России», «Новых людей» и ЛДПР, голосами которых в итоге и удалось провести переназначение действующего председателя ЦБ.

Между тем, КПРФ и большинство депутатов из «Справедливой России» высказали немало претензий в адрес главного банкира страны. «Мы не сомневаемся, она компетентна, но сегодняшняя ситуация требует кардинальных изменений в экономике, а вот сможет ли наш кандидат вырваться из либеральных экономических пут — это вопрос», — озвучил позицию своей фракции коммунист Владимир Кашин.

Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов припомнил главе ЦБ «заморозку» на Западе существенной части золотовалютных резервов страны (сама Набиуллина озвучила сумму в почти 300 млрд долларов). Глава «эсэров» сказал, что эти деньги она просто «профукала, разместив в ценных бумагах в иностранных государствах».

Схожего мнения придерживается и независимый депутат Госдумы Оксана Дмитриева, которая также попеняла Набиуллиной за то, как ЦБ поступил со средствами Фонда национального благосостояния (ФНБ). «Да, любая семья (как и государство) тоже копит на „черный день“, складывая эти деньги иногда под матрас или в тумбочке, но, заметьте, под свои матрасом и в своем доме, не под матрасом и в тумбочке недружественного соседа!», — заметила Дмитриева.

Она также напомнила, что две трети ФНБ входят в состав золотовалютных резервов ЦБ, то есть деньги «будущих поколений» разделили судьбу наполовину «замороженных» резервов. «Вы по-прежнему считаете правильной политику отказа от бюджетных инвестиций и социальных расходов в пользу пополнения резервов ЦБ с целью копить на „черный день“ в иностранных финансовых инструментах или сжигать на валютной бирже? Сколько у нас было бы вместо изъятых иностранных бумажек заводов, газет, пароходов, больниц и школ, если все эти деньги были бы расходами бюджета?», — задала вопрос Дмитриева. «Вы чувствуете вашу личную ответственность за случившееся?», — вторил ей и коммунист Алексей Куринный.

Набиуллина в ответ пообещала оспорить «заморозку» резервов на Западе, используя для этого «все доступные юридические механизмы». И напомнила о введении Центробанком ответных мер в виде ограничения на движение валютных средств за границу. «Инвесторы, которые вложились (в финансовые инструменты в России), сейчас не могут выйти из этих акций и облигаций и это тоже была зеркальная мера и на сопоставимую сумму», — сказала она.

Депутаты от оппозиционных фракций так сильно наседали на Набиуллину по поводу судьбы ЗВР, что в ее поддержку пришлось выступить спикеру Госдумы Вячеславу Володину. «У нас вообще много чего забирали — и активы, и территории. И эти ресурсы мы не потеряли, их „заморозили“. Надо их возвращать и мы вернем и деньги, и проценты еще нам выплатят. Надо в это верить! Мы за эту „заморозку“ тоже ответственны — каждый месяц и год принимали здесь (в Госдуме) отчеты», — сказал Володин.

Прекращение доступа к части финансовых резервов — это не единственное, за что критиковали Набиуллину депутаты. Ей досталось и за политику «искусственного сдерживания» курса рубля — как полагает часть депутатов, в интересах экспортеров и финансовых спекулянтов. Не оправдала себя, по мнению отдельных парламентариев, и господдержка системных банков, которые теперь оказались под санкциями.

Но больше всего в Госдуме выражали недовольство высокой ключевой ставкой ЦБ, которая лишает реальную экономику дешевых кредитов, что особенно важно в условиях отсутствия возможностей занять денег на внешних рынках. В первую неделю после начала спецоперации, 28 февраля, Центробанк резко повысил ключевую ставку — с 9,5 процентов до рекордных 20 процентов. Правда, 11 апреля нашел возможность снизить ее до 17 процентов. Набиуллина заявила, что именно повышение ставки позволило удержать деньги населения на банковских депозитах. «А это база для кредитования и препятствие для раскрутки инфляции», — сказала она.

Глава ЦБ признала, что высокая ставка делает недоступными кредиты для предпринимателей, и высказалась в пользу развития программ льготного кредитования. «Но текущая инфляция постепенно снижается, а значит, будем снижать и ставку», — заверила Набиуллина, намекнув, что этот вопрос рассмотрят на ближайшем заседании Банка России 29 апреля.

Между тем, депутаты утверждают, что льготное кредитование отдельных предприятий проблему не решит. Некоторые из них полагают, что дорогой кредит как раз и провоцирует высокую инфляцию, а не борется с ней. В связи с этим глава «Новых людей» Алексей Нечаев предложил развивать в России рынок длинных инвестиционных кредитов. «Надо проинвестировать в производство и выпуск товаров. Теперь возникает волна спроса, а значит, компании не разорятся и банки не потеряют деньги», — призвал депутат.

Что касается финансово-экономического будущего России, то Набиуллина оценивает его в целом оптимистично. Она опровергла вероятность дефолта РФ и объявила о начале структурной перестройки экономики. «Что это такое? Это, по сути, все экономические связи — рынки сбыта, география экспорта, импорта, доля в экономике разных отраслей, степень локализации производства, уровень включенности в международные экономические цепочки и распределение рабочей силы по секторам, запрос на специалистов определенных специальностей, уровень технологичности производственных процессов и так далее», — пояснила она.

Следуя этим курсом, Центробанк намерен до конца лета скорректировать основные параметры денежно-кредитной политики (ДКП) в стране. «ДКП не в состоянии обеспечить прорыв, но разумная политика в этой сфере может предотвратить катастрофу», — заметил в свою очередь глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. Тем самым он как был дал понять, что депутаты переназначили Набиуллину, руководствуясь принципом «коней на переправе не меняют» — то есть, из опасений «как бы не сделать еще хуже».

Елена Земскова