Posted 4 января 2011,, 21:14

Published 4 января 2011,, 21:14

Modified 1 апреля, 10:21

Updated 1 апреля, 10:21

Что ждет Белоруссию в 2012-м

4 января 2011, 21:14
2011-ый год выдался для всех белорусов крайне тяжелым. Еще более сильных ударов судьбы они ждут в Новом году - но кажется, на этот раз пронесет. Хуже, чем сегодня, положение в экономике страны уже вряд ли будет.

Каким будет для белорусов 2012 год, предсказать довольно трудно. Оппозиционные СМИ разогревают население умелыми провокациями: население страны готовят то к деноминации, в ходе которой власти якобы собираются убрать сразу три нуля, то к дальнейшему падению доходов, то к тому, что люди вскоре станут невыездными.

Основания для возникновения таких слухов, прямо скажем, есть. Слухи о деноминации распускают в том числе банкиры. Есть неофициальная информация о том, будто новые белорусские "зайчики" уже печатаются в Литве. Так это или нет, проверить довольно трудно, но Нацбанк Белоруссии уже поспешил успокоить население: никто, мол, убирать нули не собирается. Впрочем, в самой по себе деноминации никаких ужасов нет. Другой вопрос, что после нее обычно в стране начинает раскручиваться маховик инфляции, а в 2011 году она, только по официальным данным (им в стране мало кто доверяет) составила что-то вроде 110%.

Но объективных причин для ухудшения жизни простых белорусов в 2011 году нет. Белоруссия к концу года уже почти-почти выровняла внешнеторговый платежный баланс - основную проблему своей экономики правительству удалось решить. Кроме того, мало кто сомневается в том, что Минск в следующем году все же решится на масштабную приватизацию. Единственное, что удерживает его от продажи "Беларуськалия" и других стратегических предприятий, - отстутствие большого числа покупателей. Как ни крути, а пока активный интерес к ним проявляет только Москва, а в таких условиях продать активы по адекватной цене практически невозможно.

Европе инвестировать в Белоруссию мешает удушливая политическая обстановка в стране, Китаю - угроза ухудшения отношений с Россией. Об этом, кстати, в интервью российскому журналисту Сергею Доренко рассказал сам Лукашенко. Так или иначе, в следующем году госсобственность в Белоруссии мало-помалу начнет находить своих покупателей. В бюджете появятся деньги, а это значит, что белорусы смогут снова надеяться на небольшой рост зарплат, пенсий, социальных выплат.

В следующем году стоит также ожидать очередного поворота в белорусской внешней политике. Дружить с Кремлем Минску нужно, но эта дружба бывает выгодной только тогда, когда Лукашенко удается играть на противоречиях между Москвой и Брюсселем. В этом году Батька хватку потерял: слишком лихо обошелся со своими политическими оппонентами. Но в следующем году все будет иначе: белорусский лидер свои проблемы и ошибки осознал и вновь намерен побороться за кредиты от МВФ.

На своей недавней пресс-конференции Лукашенко признался, что рассчитывает на $5 млрд от Международного валютного фонда. А раз так, то ему придется выпустить и Санникова, и других политзаключенных, удерживаемых в тюрьме уже больше года. Собственно, Батька был бы готов выпустить их прямо сейчас, но беда (как для официального Минска, так и для самих политзаключенных) в том, что они не хотят самостоятельно писать прошение о помиловании. Это ставит Лукашенко в неудобное положение: если выпустить оппозиционеров без прошения, у них появится повод говорить, что они, мол, ничего не нарушали, а были полноценными "узниками совести". Поэтому, по некоторым данным, Санникова, Статкевича и остальных постоянно перевозят с места на место, их бьют и всячески принуждают к тому, чтобы они написали, наконец, прошение о помиловании. Но уже ясно, что с ним или без него, политзаключенных Батьке придется выпустить.

Вообще, особенности белорусской внешней политики заключаются в том, что год от года она меняет свой основной вектор. В 2011 году Минск склонялся к дружбе с Россией, в 2010-м в стране объявили "либерализацию", а столицу регулярно посещали европейские политики. В 2009 году Лукашенко "обижался" на Запад - сразу после того, как в 2008-м, во время очередного "потепления", сумел выбить из него еще пару миллиардов долларов кредитов. Нет никаких сомнений в том, что в 2012 году Белоруссию снова ждет "оттепель" и период заигрывания с Западом.

Надеяться на более радикальные перемены в Белоруссии не приходится, хотя независимые социологические центры и фиксируют рекордное падение уровня доверия к действующей системе власти. Объективно: в Белоруссии нет ни оппозиции, ни сильных гражданских институтов, ни сколько-нибудь значительных разногласий в верхах власти. Правительство, говорят, в 2011 году было сформировано "чрезмерно либеральным", отстаивающим рыночные принципы функционирования экономики, но Лукашенко уже намекал, что в случае необходимости готов отправить Совет Министров в отставку.

Так что фундаментальных перемен в 2012 году в Белоруссии не будет. А вот "косметических" изменений будет много. Делать бизнес в Белоруссии станет несколько легче: Минск нынче заботится о своей инвестиционной привлекательности. Редкие акции протеста и митинги оппозиции Лукашенко будет разрешать - но ровно до тех пор, пока не почувствует, что стабильности его режима что-то угрожает. Людское недовольство ближе к середине года сойдет на нет вместе с постепенным улучшением жизни людей. Важное отличие в конце 2012 года от нынешней ситуации будет только одно: Минску придется распродать значительную часть госсобственности, а потому его политика станет несколько менее независимой от соседей-субъектов мировой геополитики.

Максим Швейц