Posted 4 августа 2011,, 13:07

Published 4 августа 2011,, 13:07

Modified 1 апреля, 06:08

Updated 1 апреля, 06:08

Грузия в ожидании чудес

4 августа 2011, 13:07
Власти Грузии обещают гражданам скорый экономический ренессанс в условиях частичной изоляции от РФ и ориентации на другие страны. Но пока страна восходящего туризма переживает депрессию сельского хозяйства, острую привязку к импорту и безработицу.

Власти Грузии обещают гражданам скорый экономический ренессанс в условиях частичной изоляции от РФ и ориентации на другие страны. Но пока страна восходящего туризма переживает депрессию сельского хозяйства, острую привязку к импорту и безработицу.

Внешнеторговый оборот Грузии за последние полтора года отличался высокими темпами роста, при этом показатели экспорта растут быстрее, чем показатели импорта. В то же время отрицательный торговый баланс за первые шесть месяцев текущего года по-прежнему остается высоким – более $2 миллиардов при внешнеторговом обороте в $4 млрд 117 млн, из которых экспорт составил всего $1,037 млрд.

Речь идет о данных официальной статистики, не учитывающей неорганизованную торговлю. Какую долю занимают денежные переводы из-за рубежа, тоже не указано, хотя, по последним статданным, их годовой объем чуть более $500 млн. Это примерно 12% всего внешнего оборота Грузии, или 16% от импорта. Не сообщаестя также, какую долю поступлений приносит транзит газа и нефти по трубопроводам Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзрум. Однако известно, что по БТЭ за первое полугодие было прокачано 2,5 млрд кубометров газа, а объемы транспортировки нефти по БТД за тот же срок составили 38,3 миллиона тонн.

Примечательно, что в структуре грузинского экспорта лидирующую позицию – 24%- занимают легковые автомобили, которые страна сама не производит и фактически перепродает их в другие страны благодаря стимулирующему реэкспорт налоговому законодательству. На втором месте – ферросплавы, на третьем – металлургическая продукция и лом различных металлов. Грузия также экспортирует электроэнергию, медикаменты, алкогольные напитки, азотные удобрения, золото и др. Причем, продавать собственную электроэнергию страна начала в 2006 году, после многолетней зависимости от импортированной электроэнергии.

В импорте же преобладают нефть и нефтепродукты, составляющие 12 процентов от общего объема ввозимого товара. А вообще Грузия импортирует практически все – от продуктов питания и природного газа до тракторов и парфюмерии.

Товарооборот между Грузией и Россией в первом полугодии текущего года составил 160 млн 496 тыс долларов, что на 4,5% больше, чем за аналогичный период 2010 года. После введения Россией экономических санкций (2006 год) экспорт в эту страну сократился в 4,5 раза, а импорт из России упал на 50%. Объем денежных переводов в Грузию из России, которая на протяжении многих лет являлась крупнейшим источником поступления в страну денежных перечислений, возрос в июне до 53,4 млн. долларов США.

Главным внешнеторговым партнером Грузия называет Турцию, с которой за первое полугодие внешнеторговые операции осуществлены на 671 млн долларов. На втором месте – Азербайджан - 442 млн долларов, на третьем – Украина - 425 млн.

С государствами Содружества Грузия торгует достаточно активно - 34 процента от всего внешнеторгового оборота, что в денежном выражении равно 1 млрд 419 млн долларов, то есть на 34 процента больше, чем за январь – июнь прошлого года. При этом экспорт Грузии в СНГ составил 502 млн долларов, а импорт – 917 млн долларов.

Что же касается государств Евросоюза, торговый оборот Грузии с ними составил 1 млрд 031 млн долларов, что на 31 процент больше, чем за январь – июнь предыдущего года. Из них экспорт - 172 млн долларов, а импорт - 859 млн долларов. Доля государств ЕС во внешней торговле Грузии составляет 25 процентов.

Как отмечают эксперты, реально Грузия использует лишь малую долю своих экспортных возможностей, в основном делая акцент на продаже сырья, но не готовой продукции, что проигрышно уже потому, что местная промышленность лишается возможности полноценного развития. Кроме того, это невыгодно с финансовой точки зрения, поскольку готовая продукция гораздо дороже сырья, а также в контексте хотя бы частичного решения проблемы безработицы.

Скудные структура и объем грузинского экспорта обусловлены и тем, что у страны нет достаточно обширного рынка сбыта собственной продукции: российский рынок закрыт, а европейский приоткрыт недостаточно. Возможно, ситуация изменится к лучшему, если российский рынок для Грузии откроется в результате вступления РФ в ВТО, а европейский – после подписания страной соглашения о свободной торговле с Евросоюзом.

Но обе перспективы – особенно, вторая – достаточно отдаленные. Соответственно, в ближайшее время у Грузии вряд ли появятся новые обширные рынки сбыта продукции, и структура экспорта тоже не претерпит серьезных изменений, хотя тенденция его роста, скорее всего, сохранится.

Как считают многие грузинские эксперты, власти страны должны сделать ставку на развитие сельского хозяйства, которое не только кормило в свое время саму Грузию, но и было хорошим подспорьем для республик бывшего СССР. Они также подчеркивают, что производство собственных продуктов питания особенно актуально в условиях роста туризма в Грузию.

Приоритетными отраслями развития сельского хозяйства специалисты-аграрии называют чаеводство, производство зерновых, животноводство, птицеводство, овощеводство, плодоводство, виноградарство. На данном этапе из этого перечня наиболее успешным является птицеводство.

Эксперты также напоминают, что во времена Советского Союза Грузия считалась «империей чая» - она на 90 процентов обеспечивала потребность огромной страны в этом продукте, а для купажирования чайное сырье в очень малом количестве закупалось в Индии и Шри-Ланке. Теперь же Грузия импортирует до 900 тонн чая в год, причем, не всегда качественного. Между тем грузинский чай, плантации которого наличествуют в стране уже чисто символически, экологически чистый и довольно приятный на вкус. То есть чайная культура в стране несправедливо забыта, в результате чего почти сошло на нет потребление местного чая в самой Грузии.

Что же касается производства зерновых, эксперты делают осторожно-оптимистические прогнозы, поскольку в стране несколько увеличились площади посева пшеницы и значительно возросли площади посева американского гибридного сорта кукурузы, урожайность которого в несколько раз превышает урожайность местных сортов. Власти Грузии заверили крестьян, что урожай будет
полностью реализован.

Между тем длительная депрессия сельского хозяйства привела к тому, что треть пахотных земель Грузии заросла сорняком, и очень скоро ее невозможно будет «реанимировать». Дело дошло до того, что президент Саакашвили пригрозил ввести санкции против владельцев заброшенных земель, которые аргументируют свое бездействие отсутствием соответствующей техники и дороговизной горюче-смазочных материалов.

Поспорить с этим трудно, поэтому некоторые эксперты рекомендуют грузинским властям не слишком увлекаться либерализацией экономики, а подумать о введении протекционистской политики по меньшей мере в аграрном секторе.

Словом, грузинская экономика, в условиях сокращающихся международной финансовой помощи и иностранных инвестиций, переживает сейчас не лучшие времена, хотя, так или иначе, остается на плаву. Понятно, что низкий уровень экономического развития страны отражается на ее социальных реалиях и индексе занятости. И сколько бы власти не твердили, что за несколько лет им удалось сотворить в Грузии «чудо», большая часть населения его пока не почувствовала
в силу тривиальной бедности.

Впрочем, некоторые эксперты настаивают на том, что чудесные экономические преобразования в стране имеют место, и надо немного потерпеть, чтобы они «дошли до всех». Иные полагают, что чудо могло свершиться, если бы власти страны не шарахались от сингапуризации экономики до ее европеизации, поскольку эти две модели принципиально противоречат друг другу.

А пока Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) снизил прогнозный показатель по росту ВВП в Грузии в 2011 году на 0,5 процента и довел его до 5 процентов. В 2012 году ЕБРР прогнозирует рост ВВП в Грузии в размере 4 процентов. Прогноз ЕБРР по росту ВВП в Грузии мало чем отличается от прогноза Международного валютного фонда, который на текущий год вывел для страны 5,5 процента роста, а на будущий год - 4,8 процента.

Ирина Джорбенадзе