Posted 17 августа 2011,, 10:57

Published 17 августа 2011,, 10:57

Modified 1 апреля, 05:52

Updated 1 апреля, 05:52

Грузия-Россия: горшок не склеить

17 августа 2011, 10:57
Власти Грузии решили вывести стратегически важные предприятия на IPO. В Тбилиси опасаются, что их акции скупит Россия для расширения своей экспансии в Закавказье. Впрочем, экономическое наступление Москвы здесь политически ограничено и не влечет культурного.

Власти Грузии решили вывести стратегически важные предприятия на IPO. В Тбилиси опасаются, что их акции скупит через оффшоры Россия - для расширения своей экспансии в Закавказье. Впрочем, экономическое наступление Москвы в этом регионе политически ограничено и не влечет культурного.

Тема формирования так называемой «либеральной империи» России, а, фактически, экономической экспансии соседних и не только соседних государств, не нова, но периодически она вступает в достаточно острую фазу. Принято считать, что с разрывом дипломатических отношений после августовской войны 2008 года между Грузией и Россией вообще нет никаких контактов, однако на самом деле это далеко не так. Инвестиционно-экономическая активность России в Грузии и в целом в Закавказье, начатая в 2002-2003 годах, не прекращается.

Вряд ли кто-нибудь сегодня приведет точную статистику по российским инвестициям в Грузию, поскольку многие компании зарегистрированы в оффшорных зонах, и докопаться до их реального происхождения весьма сложно. Но достаточно и официальных данных по Грузии, в соответствии с которыми РАО ЕЭС еще задолго до войны и после нее приобрело 75% акций Тбилисской электрораспределительной компании «ТЭЛАСИ» и несколько грузинских объектов энергогенерации.

Неплохой куш сорвала в Грузии и компания «Промышленные Инвесторы», которой отошли золотые прииски. На территории Грузии более чем успешно работают также российская компания мобильной связи, «Внешторгбанк», приобретший контрольный пакет акций Объединенного грузинского банка, и т.д. Особо выделим продажу Объединенного грузинского банка, поскольку его владельцем стало российское государство.

Единственное и едва ли не самое заманчивое, чего пока не удалось осуществить России в контексте экономической экспансии Грузии – это получить контроль над ее магистральным газопроводом Север-Юг, по которому российский природный газ транспортируется в Армению, и железной дорогой страны. Теперь же, когда власти Грузии решили вынести на международные биржи 25% акций госпредприятий, в частности, железной дороги и корпорации нефти и газа, Россия получила все шансы на их приобретение.

Напомним, «Газпром» давно нацелился на грузинский магистральный газопровод, и до войны президент Саакашвили озвучивал крамольную для многих возможность его отчуждения в пользу России. И если бы США тогда категорически не воспротивились этой сделке и не выделили деньги на реабилитацию газовой трубы, Север-Юг, вероятно, уже отошел бы российскому монополисту.

Любопытные цифры по объемам российских инвестиций в грузинскую экономику приводит Международная группа по предотвращению кризисов (International Crisis Group). По ее данным, приток российских инвестиций в Грузию в 2010 году по сравнению с предыдущим годом увеличился в пять раз и составил $51 млн, хотя довоенного уровня так и не достиг: в 2007 году Россия инвестировала Грузию $89 млн.

То есть российские инвестиции в прошлом году покрыли 9%-ный прямой инвестиционный сегмент Грузии. В качестве приоритетных отраслей российского инвестирования международная организация называет энергетический и финансовый секторы, химическую, горнодобывающую, пищевую промышленность, сферу телекоммуникаций.

Таким образом, резюмирует International Crisis Group, правительства Грузии и России четко демонстрируют возможность экономического сотрудничества, и особенно в такой важной отрасли, как энергетика. Здесь же стоит отметить, что из импортера российской электроэнергии Грузия в последние годы превратилась в экспортера своей электроэнергии в РФ и другие страны.

Возвращаясь к теме перспективного отчуждения 25% акций стратегических объектов, оппозиционная «Лейбористская партия» заявила, что контроль России над железной дорогой и газопроводом приведет к «потере Грузией геостратегической функции, к увеличению пассажирских тарифов и цен на электроэнергию и природный газ».

Против продажи акций государственных объектов выступила и партия «Свободная Грузия». В распространенном ею сообщении, в частности, сказано, что «стратегические объекты страны являются национальным богатством и в то же время частью системы национальной безопасности». Оппозиционеры напомнили, что западные партнеры Грузии неоднократно советовали властям страны воздерживаться от подобных шагов, но «рекомендации Бендукидзе (экс-министр экономики Грузии – прим. ред.) и других коррумпированных групп оказались важнее».

Оппоненты грузинской власти также озвучили подозрение, что правительство страны не ограничится отчуждением 25%-ной доли в госпредприятиях, и постепенно нарастит ее до 50% и выше, и в результате новыми владельцами госпредприятий станет «какая-нибудь бизнес-группа из Москвы, приближенная к семье президента Саакашвили».

Иного мнения придерживаются в грузинском правительстве. Как пояснил премьер-министр Николоз Гилаури, реализация акций государственных объектов на международных биржах «даст нам возможность привлечения в страну большего количества нового капитала и новых инвестиций, что будет способствовать росту экономики». Премьер признал, что «ситуация на международных биржах в настоящее время незавидная, но доверие к Грузии не снизилось, а, напротив, возросло». Власти страны уже наняли инвестиционные банки, чтобы начать регистрацию акций.

Как полагают некоторые эксперты, грузино-российское экономическое сотрудничество даже в условиях отсутствия дипотношений между странами не вызвало бы столько подозрений, если бы не российская концепция «либеральной империи», уже претворившаяся в жизнь в соседней Армении. Россия одержима идеей восстановления своего экономическое влияния на всем постсоветском пространстве, утверждают они, и Грузия является действенным инструментом для удовлетворения амбиций Москвы как минимум в Закавказье.

Реализация плана экономической экспансии Южного Кавказа, подчеркивают эксперты, началась со стратегического партнера Москвы в регионе – Армении, где России, в счет армянских долгов, отошли практически все экономически и геополитически значимые объекты, в том числе, Севано-Разданский каскад ГЭС и Разданская тепловая станция, генерирующие в сумме около 70 процентов потребляемой Арменией электроэнергии.

Главное, однако, что Армения передала российскому государству в лице РЖД права управления своей железной дорогой сроком на 30 лет с возможностью долгосрочного продления сделки. Ее результатом стало создание компании под весьма недвусмысленным названием – «Южно-Кавказская железная дорога». Разговоры о том, что Россия хочет купить и грузинскую железную дорогу, муссируются давно, и тут, как на грех, ее акции вынесут на международные биржи.

Таким образом, полагают противники отчуждения железной дороги, «рука РЖД» вскоре дотянется до Грузии, а в перспективе и до граничащего с ней Азербайджана. Ну чем не картинка, с некоторой, правда, «натяжкой», единого экономического пространства?

Стоит напомнить, что Россия стремится и к монополизации поставок углеводородов на европейские рынки, а Грузия с Азербайджаном этому препятствуют. Речь идет о действующих нефтепроводах Баку-Супса и Баку-Тбилиси-Джейхан, о газопроводе Баку-Тбилиси-Эрзерум и о перспективных проектах, в которых Грузия выступает транзитной страной. Известно, что Россия была категорически против транзита каспийских углеводородов по территории Грузии. В Тбилиси утверждают, что во время войны 2008 года российская авиация бомбила грузинские трубопроводы, хотя трубы находились в отдалении от линии фронта. Эффект получился обратный – США и Европа с большей энергией взялись за разработку альтернативных российским маршрутам транспортировки нефти и газа.

Возможно, концепт «либеральной империи» подразумевает и единое культурное пространство, которое имело место в недалеком прошлом. Но экономические связи не влекут восстановления культурных даже на низовом уровне. Скажем, Россия остается лидером денежных переводов в Грузию. Только в июле текущего года посредством банковских электронных систем из РФ в Грузию переведено $58, 7 млн – это 59,1% от общего объема. Это значит, что в РФ работает большое число грузин, поддерживающих постоянный контакт с родиной. Тем не менее, постоянные скандалы и августовская война сказываются. Грузинские драматурги и режиссеры ставят спектакли в Москве, в Тбилиси тоже ездят деятели культуры, но все это локальные очаги. Общее отчуждение особенно заметно по молодежной среде Грузии и России. В Грузии в разы сократилось количество русских школ – за отсутствием спроса на них, поясняют в местном минобразования.

«Либеральная империя», конечно, не российский феномен: достаточно вспомнить историю Франции и Великобритании 19 века, а также новейшую историю США. Еще до того, как идею в 2003 году озвучил Анатолий Чубайс, ее в начале 20 века развил Николай Бердяев в своей книге «Судьба России». В ней это понятие рассматривается в положительном созидательном аспекте. Однако существуют множество научных работ, суть которых сводится к утопичности идеи в ее долгосрочном развитии и невозможности совместить несовместимое – либерализм и империю.

Ирина Джорбенадзе