Posted 31 августа 2011,, 13:13

Published 31 августа 2011,, 13:13

Modified 1 апреля, 05:34

Updated 1 апреля, 05:34

Восхождение на пирамиду

31 августа 2011, 13:13
История, связанная с Universalbank, сподвигла правительство Молдовы запретить передачу акций любого банка страны из одних рук в другие без письменного разрешения Национального банка. Между тем, в деле Universalbank возможны неожиданные повороты.

Запутанная история, связанная с молдавским Universalbank, сподвигла правительство Молдовы внести поправки в закон о финансовых учреждениях, согласно которым передача акций любого банка страны из одних рук в другие будет осуществляться только с письменного разрешения Национального банка.

Между тем, Герман Горбунцов, с 2008 года осуществлявший контроль над Универсалбанком, провел 26 августа пресс-конференцию в Кишиневе, на который представил себя крупным российским инвестором, ставшим жертвой рейдерской атаки. Но стоит ознакомиться с его прошлым, чтобы понять - ситуация далеко не столь однозначна, и в деле молдавского банка возможны неожиданные повороты.

Герман Горбунцов впервые отметился в информпространстве еще до появления Рунета, когда в середине 80-х был осужден на три года лишения свободы за разбойное нападение. Тем не менее, определенный личный опыт пригодился Горбунцову и в более интеллигентных деловых проектах, в которых он принял активное участие уже в постсоветский период.

Так, на рубеже веков он работал менеджером в финансовой империи Алексея Френкеля - того самого, которого потом приговорили к 19 годам лишения свободы за организацию убийства первого зампреда ЦБ РФ Андрея Козлова. К 2002 году Горбунцов стал одним из топ-менеджеров этой империи, членом совета директоров ИнтеРусБанка, который занимался "отмыванием" денег.

По свидетельствам жертв этих махинаций, физлицу, обладавшему определенным количеством наличных, Горбунцов обещал повышенные проценты за размещение денег на условном (не оформленным надлежащим правовым способом) депозите банка, к которому он сам имел отношение. В качестве юридической гарантии банкир предлагал так называемые "подстольные" векселя, выданные теми же банками, но по факту не отражавшиеся на их балансе и имевшие дефект формы (как правило, подписанные от имени банка не уполномоченным на то лицом). Через какое-то время фингарант прекращал исполнять свои обязательства по уплате процентов и пропадал из поля зрения жертвы, которая до поры до времени была уверена, что обладает ликвидным правом требования к банку. Когда, потеряв всякую надежду получить необходимые комментарии от "хозяина банка", жертва обращалась с предъявлением векселей к платежу, оказывалось, что получить исполнение по векселям невозможно - в ряде случаев это было подтверждено судебным вердиктом.

В 2005 году Интерусбанк лишился лицензии - за участие в незаконной деятельности по легализации преступных доходов. Но уже к концу 2006 года Горбунцов стал хозяином Инкредбанка (опять же, части бывшей империи Френкеля) и начал переговоры о приобретении "Конверсбанк-Москва" у Владимира Антонова.

Горбунцов явно перешел в "высшую лигу": теперь объектами его бизнеса становились люди, способные доверить ему десятки и даже сотни миллионов долларов. При этом Горбунцов оставался верным своему основному принципу - никогда не занимать "материально ответственные" должности, ни будучи наемным работником, ни будучи хозяином банков. Для реализации прикладных задач вполне достаточно быть "председателем совета директоров" - и звучит солидно, и никакой юридической ответственности. Хорошо срабатывал и уже освоенный в совершенстве прием отказа от собственной подписи. Инвестор берет кредиты, займы, тратит их, а когда пострадавшая сторона обращается в правоохранительные органы, заявляет, что "ничего не подписывал, а подпись на документах – подделка".

Пришло время позаботиться и о репутации - сочетание сотен миллионов долларов, находящихся под "доверительным управлением" респектабельного финансиста, и банальный гоп-стоп в личном досье смотрелись не очень красиво. При наличии определенного количества денег имидж подправить несложно. Например, путем экономически не оправданного, но "социально продаваемого" приобретения всенародно любимой хоккейной команды "Спартак".

Наверное, дела у Горбунцова шли бы хорошо еще какое-то время, но все точки над "i" расставил кризис, спровоцировавший спрос клиентов на возврат денег. Бизнес Горбунцова был обречен, член "высшей лиги" остался один на один с долгами и страхами.

На вершине карьеры в России (видимо, потеряв чувство реальности, особенно необходимое при крупных финансовых операциях) Горбунцов попытался "позаимствовать" у ряда российских бизнесменов $1,2 млрд. А когда те предприняли грамотное юридическое контрнаступление, организовал себе убежище в ближнем зарубежье. В конце 2008 года он приобрел молдавский Универсалбанк, а позже стал гражданином Республики Молдова, которая, кстати, не выдает своих граждан другим государствам.

Отметим, что с октября 2009 года Следственный комитет при МВД России проводит предварительное расследование уголовного дела по факту незаконной банковской деятельности, в ходе которого было установлено, что в ООО КБ "Инкредбанк" действовала преступная группа, участники которой открывали расчетные счета организациям, зарегистрированным на подставных лиц без осуществления фактической идентификации данных клиентов, а для придания правомерности таким действиям изготавливали подложные документы.

В отношении лично Горбунцова в РФ возбуждено несколько уголовных дел, а все его имущество в России находится под судебными арестами. Сам он на территории РФ не появляется, скрываясь в Молдавии.

Станислав Томилин