Posted 12 сентября 2011,, 16:47

Published 12 сентября 2011,, 16:47

Modified 1 апреля, 05:19

Updated 1 апреля, 05:19

Как гуляют белорусские крестьяне

12 сентября 2011, 16:47
Главный белорусский праздник - Дожинки - крестьяне празднуют каждый год в конце лета. Лукашенко, сам выходец из села, позаботился, чтобы деревня не умирала. Путешествие в это «сердце белорусской мечты» предпринял и корреспондент «Росбалта».

Главный белорусский праздник - Дожинки - крестьяне празднуют каждый год в конце лета. Лукашенко, сам выходец из села, позаботился, чтобы деревня не умирала, а жители районных городов хотя бы раз в год могли от души гульнуть. Путешествие в это «сердце белорусской мечты» предпринял и корреспондент «Росбалта».

Дожинки на Руси праздновали сотни лет. Это такой восточнославянский обряд завершения жатвы. Включает в себя ритуалы, связанные с дожиночным снопом, ритуал «завивания бороды» и праздничную трапезу. В России об этом мало кто помнит, но вот в Белоруссии Лукашенко праздник возродил.

Проходят Дожинки в шести областях отдельно. Каждый раз - в новом районном центре. К празднику его, как здесь говорят, «приводят в порядок». Это значит: кладут новую плитку, красят заборы, строят новые гостиницы и стадионы, красят все, что можно покрасить. Все, естественно, за государственный счет. Если в городишке с 10-30 тыс. населения проходят областные, региональные «Дожинки», в него вкладывают обычно немного - порядка 5 тыс. долларов в перерасчете на каждого жителя. Если речь о дожинках республиканских - сумма в два раза больше.

Здесь эти деньги, как в России, не разворовывают. Города действительно преображаются. Даже убогие городишки, откуда уезжает вся молодежь, становятся другими. Отношение к такому использованию государственных денег разное. «Это такой рай для пенсионеров. «Пока молодые … без соли доедают в городах, пытаясь пробить себе дорогу в жизнь, пенсионеры с нормальными пенсиями нормально тут живут. Живут в тишине, красоте, чистоте, бухают. Водку гонят. А нам как хочешь - так и борись за существование», - размышляет подвыпивший участник праздничных торжеств Николай, работающий в Минске милиционером, сержантом патрульно-постовой службы.

В родную Березу он приехал на празднование областных «Дожинок»: так совпало с визитом его к родителям. Николай жалуется, что зарабатывает всего $120, и при этом называет цены на шашлык и водку на «Дожинках» «кошмаром». За 100 г шашлыка и 150 г. водки он платит аж $2,5 - по новому, «черному» курсу.

Через два столика прямо на улице в жаркую погоду выпивают два деда. Один продолжает работать в колхозе сторожем. «800 тысяч у меня пенсия. Еще 800 тыс. - зарплата сторожем. На … я вертел вашу демократию и ваши доллары. Никогда так хорошо пенсионерам не жилось, как при Батьке», - как-то злобно говорит он, когда я прошу его прокомментировать финансовый кризис.

«Вы его, молодой человек, не слушайте, - перебивает «дурака-Вову», его жена, Любовь Ивановна. - Лекарства дорожают жуть как, соседка боится зимой заболеть. Пенсии едва хватает. Это у нас хорошо: дети в России живут, там работают. Мы им не помогаем, сами обходятся. А как быть тем, кто тут живет, ходит на завод, и у кого мать больная?».

По ее словам, еще год назад «было хорошо нам жить. Это вот такая беда только сейчас, весной случилась. И то из-за этой «пятой колонны».

«Сначала стекла били, потом хнычут в кутузке: мол, выпускай их, а не то Запад у нас, белорусов, покупать ничога не будзе, и душит нас. А Батька не может их выпустить: они ж опять громить все подряд начнут! - Подхватывает ее соседка Зоя Викторовна. - Но Батька зробит так, что все нормально у нас будет. Пока он будет, то пенсию мы получим. А як не станет его, то мы, старики, подохнем. Как при Шушкевиче чуть не подохли!».

Провинциальная молодежь рассуждает схожим образом. Работающий агрономом 25-летний парень говорит: «Пускай у нас немного денег, но зато порядок и предсказуемость. Я не боюсь, что завтра придут бандиты. Я не боюсь, что будет как на Украине, когда звонишь в скорую, а там говорят: «Мы не можем выехать, у нас бензина нет!». К тому же украсть что-то всегда можно, перепродать то, что у нас дешево».

Выпить и хорошо закусить на «Дожинках» в белорусской глубинке при вполне нормальных декорациях вполне себе можно за $10. Вся главная улица Березы - Ленина - заставлена ларьками с продовольствием, дешевой одеждой и товарами народного потребления. Торговля идет на рядах продолжительностью в полтора километра. Гуляет в этот день в Березе не только весь город, но и масса приезжих. Их привлекает обилие дешевого алкоголя, закуски, доступность провинциальных девушек, бесплатная концертная программа. «Прямо мини-«Славянский базар»! Только у тебя дома, а не в Витебске», - улыбается молодой милиционер.

Когда пытаешься говорить с отдыхающими белорусами о смысле жизни и о том, что же нужно для счастья, они тушуются. Про деньги и достаток никто обычно не говорит. Видно, что и у молодых, и у взрослых белорусов на первом месте: здоровье и семья. Один только 23-летний тракторист из рядом расположенной деревни неожиданно добавил: «Вот у нас в деревне жарить некого. А эти городские фифы нам не дают! А у нас даже клуб не работает. Нечем заняться вечером после работы. А чтоб или эти давали, или свой клуб работал, или в какой соседней деревне, было бы всем счастье. А ни один же кандидат в президенты про село не думал, когда Батьку грязью поливал. А Батька, - он и сам не пьет, и людям не дает. А так: хороший президент».

1 сентября в Белоруссии повысили акциз на водку. Лукашенко пытается бороться с пьянством. А оно, меж тем, вопреки мифам, достигает катастрофических масштабов. Только за семь месяцев нынешнего года потребление водки в Белоруссии выросло на 11,6%. Беларусь, согласно Глобальному докладу Всемирной организации здравоохранения, входит в первую десятку стран по уровню потребления алкоголя: 15,13 литра на человека в год. Это чуть-чуть, на поллитра в год, больше, чем в России.

Максим Швейц