Posted 30 сентября 2011,, 13:54

Published 30 сентября 2011,, 13:54

Modified 1 апреля, 04:55

Updated 1 апреля, 04:55

Странности армяно-российской дружбы

30 сентября 2011, 13:54
Лет восемь назад «Росбалт» писал, что при текущей политике Кремля в Армении скоро появятся антироссийские настроения. Прогноз полностью подтвердился. Винить в этом одну лишь Москву было бы глупо, но вопросов к ней у армян возникает все больше.

Лет восемь назад я написал статью о том, что при продолжающейся политике Кремля в Армении скоро появятся антироссийские настроения. Зачатки их, безусловно, были уже тогда - в пределах статистической погрешности. Но тогда они были локальны, в прессе их не наблюдалось, да и в целом народ настроен весьма пророссийски. Совсем иная ситуация сегодня.

Есть издания, в которых антироссийская составляющая превалирует, а политика РФ в Армении расценивается как губительная для страны и вредная в целом.Отторжение этой политики возникло не вдруг. Оно шло поэтапно, в течение последних 10 лет. Одним из первых факторов, который существенно подорвал доверие к Москве, стал проект “долг в обмен на предприятия”.

Сам факт, что в обмен на погашение армянского внешнего госдолга Россия получила ряд предприятий и Разданскую ТЭС, производящую почти половину электричества страны, ударом ни для кого не стал. Все здесь понимают, что раз нет денег, надо платить натурой. Приняли здесь и установление энергетической монополии РФ – стратегическому союзнику надо идти навстречу. Но армяне надеялись, что доставшиеся россиянам предприятия заработают – а большинство из них стоят. И тогда они задались вопросом: почему Сирии Москва простила стократно больший долг ($10 млрд), а у Армении отобрала заводы, став собакой на сене?

Параллельно возникали вопросы, связанные с российско-грузинскими отношениями. Армения, как известно, не имеет выхода к морю. Видимых перспектив снятия блокады ее границ со стороны Турции и Азербайджана нет. Остаются два выхода в мир - высокогорная дорога в Иран и советские коммуникации через Грузию, по которым идет до 70% грузооборота Армении. Российско-грузинские конфликты еще в 2004 году привели к блокаде пограничного пункта Верхний Ларс. Но Грузии, имеющей множество других выходов в мир, это особенно не помешало. А вот для Армении оказалось серьезным усилением блокады.

Чрезмерное влияние Москвы на местную внутриполитическую жизнь тут многим тоже не нравится. Геополитика и экономика просто не оставляют Армении других вариантов, но оппозиция, не имеющая дивидендов от близости с Москвой, постоянно озирается в поисках других стратегических партнеров. Тут она снова упирается в Азербайджан и Турцию, а отказаться от темы геноцида и от Карабаха в Ереване пока готовы немногие. Отсюда – раздражение и гнев. Поэтому иногда армянская пресса напоминает своими оценками грузинскую: политика Кремля – «имперская», обыгрывается тема Армении как форпоста Кремля, что в свое время весьма неуклюже было озвучено Грызловым.

Это можно было бы считать чисто армянской проблемой: ну бесятся они там, зажатые между турками и грузинами, и пускай бесятся. Однако проблема это и российская тоже – даже в основном российская. Кремленологи не устают удивляться: почему Москва во всех важных для нее странах работает исключительно с действующей властью и не поддерживает контактов с оппозицией, как это делает Запад? Почему она не формирует эту оппозицию, как это с успехом делал тот же СССР? Ведь политическая жизнь так изменчива!

Стоит или удивляться, что этой брешью пользуются геополитические соперники РФ, активно вбивая клин между Ереваном и Москвой, чей союз мешает реализации проекта «Единого Кавказа» («Большого Кавказа») от Ирана до Ростова-на-Дону и от Сочи до Волгограда, осложняет подготовку к зачистке Ирана и строительство коридоров между Европой и Азией в обход России.

Весьма странным считают в Армении и поведение Москвы в оборонной сфере. С одной стороны, Москва держит военную базу в Гюмри и поставляет Армении, как члену ОДКБ, оружие по своим внутренним ценам. За что большинство армян искренне и глубоко благодарны. Но с другой, Россия явно игнорирует интересы союзников, когда зарабатывает деньги, торгуя оружием. В частности, вооружает потенциального противника Еревана – Баку, который все чаще открыто грозит соседке войной.

Это, безусловно, тоже используется противниками российского влияния в Армении. И вот мы имеем то что имеем: когда 21 сентября этого года во время военного парада в Ереване на День независимости прошли российские солдаты из Гюмри под флагом РФ, это вызвало неприятие среди оппозиционно настроенной молодежи. Это было воспринято как очередное проявление "имперских амбиций" России: небольшой митинг протеста против участия российских солдат на параде был рассеян полицией рано утром.

При всем этом народ Армении остается одним из самых пророссийски настроенных в мире. Недавние опросы Gallup показывают, что три четверти населения Армении настроены к России позитивно.

Заслуги посольства РФ в этом к сожалению нет. В дополнение к топорной политике Кремля, посольство является одним из самых малозаметных - несмотря на огромное здание. Российских послов в стране практически не знают и не видят: они умеют уходить от прессы и проявлять чудеса маскировки. Вероятно, они думают, что наличие в России самой многочисленной зарубежной диаспоры армян и поток денежных переводов из РФ в Армению делают публичную дипломатию излишней.

В ходе подготовки этого материала корреспондент «Росбалта» провел небольшой опрос среди нескольких десятков знакомых. Большинство из них интересуются политикой и общественной жизнью. Только один вспомнил российского посла, и то лишь по имени и фамилии - в лицо его вообще никто не знает. Чего не скажешь о послах многих других стран, которые активно вовлечены в общественно-политическую жизнь Армении.

Самвел Мартиросян