Posted 29 ноября 2011,, 09:25

Published 29 ноября 2011,, 09:25

Modified 1 апреля, 03:49

Updated 1 апреля, 03:49

Страну души не задуши

29 ноября 2011, 09:25
Абхазия начинает разочаровываться действиями и рассуждениями российских властей. В республике не забыли, что ее представителей не только не пригласили на переговоры по условиям вступления России в ВТО, но даже не проконсультировались с ней по этому поводу.

Дмитрий Медведев признал, что Россия напала на Грузию только для того, чтобы страна не вступила в НАТО, а безопасность миротворцев, абхазов и осетин были ни при чем - так в Тбилиси комментируют высказывания российского президента, которые «обрадовали» не только грузин, но абхазов и осетин.

Информационная составляющая выступления Медведева на недавней встрече с офицерами Южного военного округа грузинский официоз не удивила: он давно твердил, что миротворческое объяснение вооруженному нападению России на Грузию не имеет ничего общего с реальностью, и целью войны было сохранение геополитического статус-кво с уничтожением территориальной целостности и суверенитета Грузии.

Но одно дело утверждать самим, а другое – получить «признательные показания» из первых рук. А сказал Медведев следующее: «Если бы в 2008 году мы дрогнули, была бы уже другая геополитическая раскладка, и целый ряд стран, которые пытались искусственно затащить в Североатлантический альянс, скорее всего, были бы там».

Глава государства пояснил, что Россия обеспокоена появлением у своих границ военного блока, который «создает нам определенные неудобства». «Мы сейчас ушли от прямой конкуренции, но, тем не менее, это надо признать, что у нас существует разное понимание решения целого ряда задач, которые существуют в сфере безопасности», - рассказал он.

А принимавший участие во встрече спецпредставитель президента РФ в НАТО Дмитрий Рогозин добавил: «В НАТО 2008 году просчитались, поскольку не ожидали активных действий России на Кавказе, без которых в состав альянса уже могли бы войти Украина и Грузия».

Напомним, что до августа 2008 года НАТО довольно серьезно привечало Грузию, но, по мнению некоторых американских экспертов, после короткой летней войны «энтузиазм поубавился». Впрочем, вербальная составляющая побывавшего в Грузии в октябре генсека НАТО Андерса Фог Расмуссена говорит об обратном: по его мнению, Грузия еще никогда не стояла так близко к альянсу, как сейчас.

Словом, откровения Медведева оказались столь впечатляющими, что вызвали целую лавину гневных комментариев в Грузии. В частности, МИД страны распространил заявление, в котором сказано, что Россия затеяла войну с целью прекращения процесса вступления Грузии и других постсоветских государств в НАТО. В нем также подчеркивается, что «и другие официальные лица России на разных уровнях все чаще заявляют: причиной открытой агрессии против Грузии в августе 2008 года были именно геополитические факторы, в частности, прекращение расширения НАТО».

Вместе с тем, отметили во внешнеполитическом ведомстве, «Россия ставила целью узаконивание так называемых «зон привилегированных интересов», проведение демаркационной черты с демократичным миром, и демонстрирование собственной непримиримой позиции по этому вопросу».

А все это происходит потому, убеждены в Тбилиси, что «для сегодняшних вождей России, погрязших в беспрецедентной коррупции и тоталитаризме, Грузия является крайне раздражающим и опасным феноменом», поскольку представляет собой пример успешного демократичного государства. Соответственно, «наличие такого примера делает невозможным для властей России обоснование собственному населению необходимости той уродливой государственной модели, которую они создают».

А что же Абхазия и Южная Осетия? Последней сейчас не до Медведева – там идут бои за пост президента. Другое дело – Сухум. МИД Абхазии официально никак не отреагировал на признание Медведева, но, по кулуарной информации, абхазский официоз был весьма им разочарован. В Сухуме уже поговаривают, что абхазы «стали заложниками российских политических игр». Причем разочарование действиями и рассуждениями российских властей в последний период посетило абхазов не впервые.

В Абхазии и в Южной Осетии не забыли, что их представителей не только не пригласили на грузино-российские переговоры по условиям вступления РФ во Всемирную торговую организацию (ВТО), но даже не консультировались с ними по этому поводу. Между тем по грузино-российской договоренности на абхазском и югоосетинском участках границы - на Псоу и в Рокском тоннеле – разместятся наблюдатели, которые будут отслеживать все грузы, поступающие из России в Абхазию и Южную Осетию и выходящие из них.

МИД Абхазии и тут набрал в рот воды, и вместо него откликнулась абхазская оппозиция в лице «АРУАА» и «Форума народного единства Абхазии». По их заявлению, международный мониторинг на абхазской границе равносилен понижению статуса независимого государства, «гарантом которого на международной арене выступает Российская Федерация».

Оппозиционеры также считают, что «под предлогом осуществления международного мониторинга Грузия пытается установить контроль над государственными границами Абхазии и Южной Осетии». По их мнению, принятые Россией условия по вступлению в ВТО являются «первым шагом» на пути сворачивания независимости Абхазии.

В Цхинвале же до последнего момента не верили, что Россия не учтет «особого мнения» осетин. По словам главы южноосетинского МИД Мурата Джиоева, международный мониторинг на границе противоречит межгосударственным отношениям России и Южной Осетии.

«Пограничный пункт пересечения между Россией и Республикой Южная Осетия существует между этими государствами, и претензии Грузии на любые формы контроля над ним совершенно не обоснованы. Надеюсь, это будет учтено в ходе дальнейших переговоров по вступлению России во Всемирную торговую организацию», - сказал он. Но, как видим, его надежде в Москве не вняли.

А бывший кандидат в президенты Южной Осетии Мераб Чигоев сказал агентству «Рес»: «Это самое худшее известие, которое я слышал за последний год после войны, независимо от того, будет это независимый или иностранный мониторинг над пассажиропотоком и грузоперевозками из России в Южную Осетию».

Другой экс-кандидат в президенты Владимир Келехсаев добавил: «Международный аудит товаров на границе Республики Южная Осетия и Российской Федерации противоречит всем договоренностям между нашими странами. Нельзя допустить, чтобы кровь, пролитая за независимость нашей республики, стала напрасной. Мы настаиваем на уважении территориальной целостности РЮО и соблюдении международно-правовых норм на наших границах. Грузии не место на нашей земле».

Не оправдались ожидания Сухума и Цхинвала, что Россия резко отреагирует на резолюцию Европарламента, в которой Абхазия и Южная Осетия признаны территориями, оккупированными Россией. Европарламент призвал Москву отозвать признание независимости отколовшихся от Грузии территорий, вывести из них свои войска и выполнить соглашение о прекращении огня от августа 2008 года. Европа указала на этнические чистки на оккупированных территориях и заверила, что никогда не признает независимость Абхазии и Южной Осетии.

И тут Абхазия и Южная Осетия взорвались. Министерства иностранных дел обеих республик распространили гневную отповедь Европарламенту за «предвзятую и одностороннюю резолюцию». В Сухуме заявили, что Европа полностью ангажирована и не желает считаться с существующими политическими реалиями. МИД Абхазии попенял европейским депутатам за нежелание выслушать абхазскую и осетинскую позицию.

Особо задел абхазов и осетин несколько раз повторяющийся в резолюции Европарламента термин «оккупированные территории». «Вооруженные силы Российской Федерации находятся на территории этих суверенных республик в полном соответствии с подписанными между ними договорами. Функции государственного управления в этих республиках осуществляются не военными властями иностранной армии, а органами местной власти через избранных представителей, как и в любом другом суверенном демократическом государстве», - подчеркнули в Сухуми.

Что же касается призыва к России отозвать независимость Абхазии и Южной Осетии, в Сухуме сочли, что оно «неадекватно» и является попыткой вмешательства во внутренние дела суверенных государств.

В Абхазии, кроме того, обратили внимание на то, что «текст резолюции содержит крайне жесткие формулировки, обычно не свойственные риторике европейских представителей». Указал на это эксперт Ираклий Хинтба, написавший в «Апсныпресс», что резолюцию Европарламента «формально можно считать определенным достижением грузинской дипломатии».

Среди прочего он выразил уверенность, что «даже такие жесткие и определенные формулировки не заставят Россию поступиться своими национальными интересами и обязательствами». Но на это надеялись абхазы и в случае с ВТО, однако в Москве они не были услышаны.

Довершая картину зреющего (особенно в Абхазии) недовольства Россией, напомним, что немалую роль в нем сыграло и сопротивление рядовых абхазов и части правящей верхушки узакониванию для россиян прав собственности на недвижимость в республике. Еще при президентстве Сергея Багапша в Абхазии на этой почве разыгралось множество скандалов, вплоть до вмешательства в ситуацию российского МИД.

Абхазы также крайне недовольны тем, что, признав независимость Абхазии, Москва сразу же сменила абхазских пограничников и таможенников на российских. Много сейчас рассуждают и о проблеме сохранения абхазского языка, опасаясь тотальной «русификации»: российские военные, особенно из холодной глубинки, не скрывают, что хотят бросить якорь на берегу теплого моря, в Стране души.

Ирина Джорбенадзе