Posted 1 декабря 2011,, 12:54

Published 1 декабря 2011,, 12:54

Modified 1 апреля, 03:47

Updated 1 апреля, 03:47

Белоруссия тихо пустеет

1 декабря 2011, 12:54
Из Белоруссии в Россию усиливается трудовая эмиграция. Из-за резко упавшего уровня жизни в стране многие строители, инженеры и даже учителя и врачи вынуждены покидать насиженные места в поисках больших зарплат. Власть пытается удержать работников «крепостным правом».

Из Белоруссии в Россию усиливается трудовая эмиграция. Из-за резко упавшего уровня жизни в стране многие строители, инженеры и даже учителя и врачи вынуждены покидать насиженные места в поисках больших зарплат. Власть пытается удержать работников «крепостным правом».

Собственно говоря, выезды для белорусских строителей за рубеж и пару лет назад не были таким уж большим событием. Белорусов на московских стройках любят: они трудолюбивые, покорные, аккуратные, стойко переносят типичные гастарбайтерские трудности. Но уезжали в Россию до сих пор, главным образом, разнорабочие. В этом же году из-за фактически 300-процентной девальвации национальной валюты страну стали покидать резко обнищавшие специалисты из других областей.

В поисках лучшей доли в Россию потянулись специалисты нефтегазовой отрасли, врачи, учителя, инженеры, архитекторы. «Здесь совершенно нет работы. Все стройки заморожены работы, все проекты стоят. Я посидел три месяца без работы, и поехал в Москву: за кредит платить нужно, жена уже по новому курсу почти ничего не зарабатывает», - объяснил корреспонденту «Росбалта» инженер Олег. Сам он уехал в Россию еще в июле. В октябре забрал туда же жену: она работает модельером-конструктором в швейном ателье. Теперь супруги увеличили свои доходы в восемь раз. Расходы при этом, рассказывает Олег, выросли в 4 раза. «У нас появилась возможность не только платить по кредитам, но и откладывать деньги», - радуется наш собеседник.

Таких людей в Белоруссии теперь все больше. По данным Белстата, средняя зарплата в стране составила 2 млн. 318 тыс. рублей. Это примерно 260 долларов. В декабре 2010 года на среднюю зарплату можно было купить 531 доллар. Цены же в стране по отдельным позициям даже сильнее, чем доллар: в три с половиной или даже четыре раза.

Растущий поток мигрантов - закономерное явление. Еще пару месяцев назад, прогнозируя его, Лукашенко грозил: выезжающим на заработки специалистам в три раза поднимут стоимость оплаты ЖКХ (чтобы семьи оплачивали их «полную стоимость»), лишат их возможности получать бесплатное медицинское обслуживание («Их там в Москве покалечат, а нам лечи тут!»), и, возможно, лишат их других льгот. «Ты социальную нагрузку не несешь, государству не помогаешь. Так давай за коммуналку и медобеспечение заплати. Тогда он тысячу раз подумает: ехать или не ехать», - пояснил президент.

Сами по себе эти заявления, разумеется, ничего не изменили, и уже в 8 ноября премьер-министр страны Михаил Мясникович констатировал, что процесс миграции затронул строительство, машиностроение и ряд других отраслей. В этой связи премьер призвал создать стимулы, чтобы «сдерживать отток высококвалифицированных кадров».

Как сдерживать эти потоки, власть откровенно не знает, поэтому придумывает довольно примитивные механизмы. Например, Гродненский облисполком потребовал от руководителей местных предприятий и государственных организаций «организовать действенный контроль и мониторинг за ситуацией в сфере внешней трудовой миграции с принятием оперативных мер по недопущению ухудшения кадрового обеспечения подчиненной организации».

Среди мер, которые предлагают к реализации, губернские власти обозначили требование «ограничить увольнение работников по соглашению сторон». В Белоруссии действует контрактная система. Это значит, для того, чтобы уволиться, нужно не только желание работника, но и согласие работодателя. Если же «забить» и просто перестать ходить на работу, то такого работника уволят «по статье», за прогулы. А с такой записью в трудовой книжке ему навсегда заказана дорога в государственные органы.

Между тем, председатель Белорусского конгресса демократических профсоюзов Александр Ярошук, беспокоится, что из страны уезжают самые важные специалисты. «Представители нашей организации присутствуют на стратегических предприятиях, в том числе и на нефтеперерабатывающих заводах, и мы получаем сигналы о том, что даже из крупных предприятий уходят люди. Да, действительно, представители нефтехимической отрасли получают высокую по местным меркам зарплату. Но вся проблема в том, что это зарплата не идет ни в какое сравнение с тем доходом, который они могут получить в России. Тем более что наша восточная соседка строит сегодня НПЗ и заинтересована в квалифицированных сотрудниках», - рассказывает специалист.

Востребованы в Москве и белорусские няни, и домработницы, и программисты, и журналисты, и предприниматели производственной сферы. Бегут и студенты: их родители стараются все чаще отдать в российские университеты. Тем более, что проживание с белорусским паспортом в России дает дополнительный бонус призывникам: сегодня их не могут забрать ни в одну из армий.

Белорусское правительство прогнозирует, что в 2012 году уровень реальных доходов населения вырастет на 3-3,5%, т.е. разница в доходах белорусов и россиян будет только расти.

Какие еще ограничения может придумать власть для ограничения количества мигрантов? Инструментов, прямо скажем, немного. Тех, кто долгое время не имел официальной работы в Белоруссии, можно снимать с очередей на получение льготного кредита на строительство жилья. Их детям можно запретить бесплатно учиться в белорусских университетах. Их можно обложить дополнительным налогом, усилить давление на тех, кто, не имея официальной работы внутри страны, покупает, дорогие авто или недвижимость. Но все это малоэффективно: при пересечении белорусско-российской границы в паспортах даже не ставится соответствующая отметка: границы-то нет.

А значит, запугивания Батьки, скорее всего, так и останутся запугиваниями. И Белоруссия столкнется с теми же проблемами, с какими столкнулась Прибалтика, когда большинство активных молодых людей уехали на заработки в Великобританию, Германию и Францию.

То есть, попросту опустеет.

Максим Швейц