Posted 5 декабря 2011,, 09:54

Published 5 декабря 2011,, 09:54

Modified 1 апреля, 03:43

Updated 1 апреля, 03:43

Лукашенко закончил базар

5 декабря 2011, 09:54
В начале года белорусский президент объявил рыночные реформы, но теперь, получив из России деньги, либерализацию отменяет. Экономика останется плановой - с управляемыми ценами, с преобладанием госпредприятий и ограничением жадности частного бизнеса.

В начале года белорусский президент объявил рыночные реформы, но теперь, получив из России деньги, их отменяет. Экономика останется плановой - с управляемыми ценами, с преобладанием госпредприятий и ограничением жадности частного бизнеса.

Еще год назад Белоруссия, как казалось, вполне себе будет способна встать на рыночные рельсы. На то была воля президента Александра Лукашенко: подписав знаменитую здесь, в Минске, директиву №4 «О предприимчивости», он потребовал от чиновников ослабить давление на бизнес.

С подачи Лукашенко правительство медленно, но верно проводило рыночные реформы. Власти стали потихоньку отказываться от регулирования цен, сокращая список социально значимых товаров с фиксированной торговой надбавкой. Затем они довольно серьезно упростили систему налоговых выплат и бухгалтера вздохнули с облегчением. В стране весь этот год, да и половину прошлого, только и слышалось, что об инвестициях, приватизации, снижении активности ревизоров-контролеров и тому подобных приятных для бизнеса вещах.

Но перемены Лукашенко затеял как-то не вовремя. Куда удобнее и эффективнее поворачивать страну к рынку во время если не экономического роста, то хотя бы тогда, когда у страны хватает «запаса прочности» в виде небольшого дефицита торгового баланса и серьезных золотовалютных резервов. В Белоруссии же либерализация началась перед самым тяжелым с экономической точки зрения периодом с 1990-х гг.

В результате вслед за девальвацией бизнес стал стремительно задирать цены на импорт - многие товары дорожали быстрее, чем обесценивался рубль. Выплаты налогов в бюджет из-за непрерывно падающего «зайчика» стало удобно задерживать как можно дольше. Ввиду снижения количества налоговых проверок предприниматели расслабились и стали чаще нарушать законодательство и т.д.

Между тем, долгожданные инвесторы в Белоруссию за год так и не пришли. Вице-премьер Сергей Румас на заседании Национального собрания заявил, что правительство выполнило план по привлечению прямых иностранных инвестиций только на 20%. Хотели получить от иностранцев $6,5 млрд, а получили $1,3 млрд. Из 600 выставленных на продажу предприятий покупатели нашлись на пару десятков. На то есть две причины: во-первых, время сейчас такое, что инвесторы неохотно расстаются с деньгами; во-вторых, белорусский кризис лишил бизнесменов возможности строить долгосрочные планы. Трудно инвестировать, не зная, что будет со страной через год, три или десять лет.

И Лукашенко быстро разочаровался в перспективах рыночной экономики. В этом году Батьку невероятно сильно критиковали за рост цен (а кого еще в стране критиковать?). Он попытался перевести стрелки на правительство. «Стратегия такова: ноябрь, к декабрю все это надо погасить, — заявил он. — Сегодня надо остановиться. Я не буду больше терпеть роста цен». «Все, разбой закончился!», - резюмировал он.

После этих заявлений по Белоруссии тут же поползли слухи о том, что в декабре правительство существенно расширит перечень «социально значимых» товаров и вернуть практику регулирования цен. Причем источники «Росбалта» в правительстве говорят, что перечень, возможно, будет еще шире, чем был в прошлом году. В него войдут даже синтетические моющие средства.

Налоговым службам уже дали разнарядку: усилить количество проверок на предприятиях частного бизнеса и рынках. Сотрудники МНС стараются как могут: в Витебской области, например, оштрафовали около 97% всех предпринимателей, которых проверяли.

Планы правительства по реализации программы обширной приватизации Лукашенко тоже завернул. Совмин предлагал главе государства такую схему: убыточные предприятия отдавать по символической цене, фактически даром, но накладывать на инвестора обязательства по сохранению рабочих мест. Батька в ответ на это предложение разразился невероятным гневом и пригрозил премьер-министру Михаилу Мясниковичу и его команде отставкой.

В общем, Белоруссия, по меткому высказыванию Лукашенко, «наелась» демократией и рыночными реформами, и теперь поворачивает назад, к привычному состоянию. Более того, среди чиновников популярно мнение, что «зажимать гайки» бизнесменам будут еще основательнее, чем прежде.

На то есть сразу несколько причин. Во-первых, Лукашенко уже публично грозил «недобросовестным» бизнесменам карательными процедурами. Во-вторых, вся игра в рыночные реформы была затеяна белорусским лидером в надежде получить кредит от МВФ. 1 декабря стало ясно: в ближайшее время эта организация никаких денег Белоруссии не даст. Постоянный представитель организации в Беларуси Наталия Колядина в интервью Reuters заявила, что заезжие эксперты не видят в Белоруссии достаточного прогресса по макроэкономическим показателям для того, чтобы выдать стране кредит. А в-третьих, Белоруссия получила вполне приличные деньги для стабилизации от России. Это и $2,5 млрд за «Белтрансгаз», и второй транш кредита от ЕврАзЭС, и скидку на российский газ, и $10 млрд в виде кредита на строительство АЭС.

Кроме того, стало известно, что Белоруссии впервые с 2006 года удалось сократить дефицит платежного баланса. В январе-октябре 2011-го он сократился до $4,416 млрд по сравнению с $6,856 млрд в январе-октябре 2010 год. Это серьезный успех.

Просвет виден. А раз так, то зачем Белоруссии эти реформы, да еще прямо сейчас, когда экономический кризис рискует перерасти в политический? Пока Минск уверенно держит курс на возврат в БССР. И теперь уже как-то странно думать, что могло быть иначе.

Максим Швейц