Posted 26 декабря 2011,, 13:56

Published 26 декабря 2011,, 13:56

Modified 30 января, 06:17

Updated 30 января, 06:17

Шевчук разрушил планы Кремля

26 декабря 2011, 13:56
Победа оппозиционного кандидата на выборах президента Приднестровья стала ярким примером еще одного «протестного голосования» - на этот раз, против политики Москвы, которая пыталась навязать населению непризнанной республики своего кандидата.

Победа Евгения Шевчука на выборах президента Приднестровья стала ярким примером еще одного «протестного голосования». На этот раз, против политики Москвы, которая пыталась навязать населению непризнанной республики своего кандидата. Между тем, эксперты уверены, что в ближайшее время каких-либо неожиданных событий в ПМР ожидать не приходится.

Центральная избирательная комиссия по выборам президента Приднестровья обещала объявить окончательные результаты второго тура президентских выборов, состоявшегося 25 декабря, в течение пяти дней. Однако уже сейчас понятно, что главой ПМР станет экс-спикер местного парламента, лидер движения «Возрождение» Евгений Шевчук, который набрал 73,88% голосов. За его основного соперника - главу местного парламента Анатолия Каминского, считающегося «кремлевским кандидатом, отдали голоса 19,67% избирателей. «Против всех», как и призывал действующий глава непризнанной республики Игорь Смирнов, не прошедший во второй тур, проголосовали только 4,45%.

Как отметил в беседе с «Росбалтом» доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш, «голосование за Шевчука носило во многом протестный характер». «У Москвы не было стратегии по развитию политики в Приднестровье, был лишь курс на удержание статус-кво, - пояснил он. - Таким образом, жители Приднестровья высказались против политики Москвы, а не против Анатолия Каминского, который пользовался ее поддержкой». По мнению политолога, «поражение «кремлевского» кандидата – логичный, хотя и крайне неприятный для России результат».

Между тем, эксперты уверены, что в ближайшее время кардинальных изменений, связанных с политикой в отношении ПМР ожидать не приходится и вряд ли с избранием нового лидера Приднестровья ситуация может кардинально измениться.

«То, что Кремль использует своеобразные политтехнологии, в соответствии с которыми его кандидаты проигрывают, как это уже было в Абхазии и Южной Осетии, а еще раньше на Украине, обсуждать не приходится. Значение имеет то, как население Приднестровья будет реагировать на идею реинтеграции в Молдову. А оно относится к ней отрицательно», - говорит заместитель директора Центра украинистики и белоруссистики МГУ Богдан Безпалько.

По его словам, поскольку большинство населения на всех плебисцитах в ПМР высказываются за независимость, лидер должен строить свою политику с учетом мнение населения. В ином случае, если будут предприниматься шаги по реинтеграции Приднестровской республики в состав Молдовы, а, фактически, Румынии, это приведет только к дестабилизации обстановки и расколу политической верхушки.

«Вся политическая система Приднестровья существует как раз на условиях того, что эта республика является независимой. Но поскольку в Москве взяли курс на ускоренное присоединение Приднестровья к Молдове, а Анатолий Каминский как бы дал согласие Москве на реинтеграцию с Кишиневом, народ выступил против политики Кремля», - считает собеседник «Росбалта».

Что же касается Евгения Шевчука, отмечает Безпалько, то его усилия как президента будут, скорее всего, максимально направлены на то, чтобы разорвать изоляцию вокруг ПМР, добиваясь статуса хотя бы частичного признания государственности, как это произошло с Абхазией и Южной Осетией.

Безусловно, важна и позиция Кремля, который должен решить: бороться ли за Приднестровье, сохранять ли его как свой форпост или, в соответствии с «планом Медведева», прилагать усилия по ускорению присоединения ПМР к Республике Молдова с последующим «отрывом» Кишинева от западного влияния.

Похоже, что, несмотря на утвержденный Медведевым план по реинтеграции Приднестровья, пока что этот вопрос не был окончательно прояснен. На такую мысль наталкивает масса слухов о якобы «секретном плане» по смещению Игоря Смирнова и замене его «управляемым» Анатолием Каминским, а также высказывания «источников» из российского МИД, в соответствии с которыми для Москвы приемлема победа любого оппонента Смирнова.

Напомним кстати, что еще в сентябре в Москве состоялись консультации в формате «5+2» (Молдавия и Приднестровье - стороны урегулирования, Россия, Украина и ОБСЕ - посредники, ЕС и США - наблюдатели). Тогда участники договорились «о возобновлении официальной работы в соответствующем формате «5+2». Иными словами, встреча стала очередным «прощупыванием» партнеров накануне выборов. Всем сторонам нужно было понять, что их ждет в следующем цикле, когда после выборов ситуация изменится.

Теперь события в России отодвинули эту проблему на периферию. Так что в ближайшее время существенных изменений ожидать не стоит. Приднестровье уже двадцать лет существует как независимая республика, относительно состоятельная с политической и даже с экономической точки зрения. Не преодолен только главный вопрос – отношение к вопросу реинтеграции.

Дмитрий Пановкин