Posted 18 января 2012,, 21:02

Published 18 января 2012,, 21:02

Modified 30 января, 06:42

Updated 30 января, 06:42

Шестое чувство

18 января 2012, 21:02
Обстановка на Днестре постепенно накаляется. Молдавия и Румыния воспользовались расстрелом нарушителя границы с Приднестровьем, чтобы начать кампанию по замене российских миротворцев. Если Москва дрогнет и выведет их – быть войне.

Обстановка на Днестре постепенно накаляется. Молдавия и Румыния воспользовались расстрелом нарушителя границы с Приднестровьем, чтобы начать кампанию по замене российских миротворцев. Если Москва дрогнет и выведет их – быть войне.

Две недели назад на молдавско-приднестровской границе погиб 18-летний житель села Пырыта Вадим Писарь. Будучи пьяным, он решил проскочить без остановки через миротворческий пост №9 у города Ваду-луй-Водэ. Российский солдат вначале позволил молодому лихачу игнорировать требования остановиться, но тот решил повторить рейд. В результате был снесен шлагбаум, поврежден знак «Стоп». Нарушитель даже ушел от «ежей» под колесами, но на этот раз поймал пулю.

Удобный повод

Разбор полетов еще впереди, но если бы погибший пролетел через пост по пьянке один раз, а на второй остановился бы и покаялся хотя бы для вида, можно было бы поверить в юношескую горячность. Проделать это дважды – очевидная провокация. Писарь жил непосредственно в Зоне безопасности и не мог не знать о последствиях. Судя тому, что юноша был членом молодежного крыла правящей Либерально-Демократической партии Молдовы, инцидент могли целенаправленно готовить.

Происшествие дало повод молдавским политикам и их союзникам начать большую игру по слому миротворческого формата на Днестре. Вице-премьер Молдовы Евгений Карпов заявил, что «если машина не остановилась по требованию миротворца, я лично опасности не вижу». Он же попытался нахрапом навязать Тирасполю и Москве нужное официальному Кишиневу решение. Чиновник заявил, что стороны якобы договорились сократить число военнослужащих на посту и разоружить их, а также убрать бетонные блоки. Однако выяснилось, что это дезинформация.

Мэр Кишинева и один из лидеров Либеральной партии Молдовы Дорин Киртоакэ заявил, что «у людей есть полное право протестовать. Они неоднократно требовали ликвидировать там пост миротворцев. Полиция не должна никак препятствовать законной манифестации».

Интересно, что на митинги против МС в Зону безопасности приезжали лидеры силы, выступающей за самоликвидацию независимости Молдовы и присоединение ее к Румынии – руководители Либеральной партии Михай Гимпу и тот же мэр Кишинева. Ранее унионисты на Левобережье Днестра старались не заезжать. Это знаковое событие: Бухарест приступил к созданию политических плацдармов в Приднестровье - пусть пока и в населенных пунктах, контролируемых Кишиневом.

Почему именно сейчас

Инцидент возле Ваду-луй-Водэ произошел в период, когда в Тирасполе идет передача дел от команды прежнего президента команде нового – Евгения Шевчука. В России де-факто началась президентская кампания. В Кишиневе обострился политический кризис, связанный с попытками правящего либерального альянса изменить под себя правила выборов президента.

В феврале в столице Ирландии – Дублине – состоится очередная встреча в переговорном формате «5+2». Молдовы нуждалась в обосновании необходимости вывода миротворцев из зоны конфликта. Выступления «разгневанного народа» против российских МС призваны будут показать, что Москва должна согласиться начать обсуждать замену военных-миротворцев на гражданских наблюдателей под эгидой ОБСЕ.

Очевидно, что начавшаяся в январе кампания против МС просто так не закончится. Она иссякнет лишь если российские миротворцы будут заменены. Или когда Россия вслед за Тирасполем ясно заявит, что до политического урегулирования на Днестре этот вопрос вообще не будет обсуждаться.

Пока же в Молдове достигнут консенсус относительно необходимости вывода миротворцев. За это высказались не только члены правящего Альянса, но и лидер коммунистов Владимир Воронин, предложивший почему-то переместить миротворцев РФ с Днестра на границу с Украиной. Все это укрепляет, в первую очередь, позиции прорумынских радикалов, которым внутри Молдовы никто не сопротивляется. А это создает почву для новых провокаций.

Опять война?

«Мы так долго жили в мире, что созрели для новой войны», - говорят сегодня в Кишиневе. Окончание боевых действий между Молдовой и Приднестровьем в 1992 году ничего между ними не изменило: стороны остались на своих позициях.

Жители контролируемых Кишиневом нескольких левобережных сел находятся под особым вниманием официальных властей Молдовы и ее прорумынских сил. Стратегия на перспективу - закрепить за собой левобережный плацдарм. Один из элементов этой стратегии – не признавать на бытовом уровне законность нахождения в Зоне безопасности миротворческих сил, демонстрировать их всемерное неприятие.

Молодой человек, погибший на посту №9, родился уже после войны 92-го. Он не видел прошитые пулями и разорванные снарядами трупы однополчан и мирных жителей, не получал зарплату в 5-7 долларов, не терял в сберкассе советские рубли. Зарядить на провокацию матерого 50-летнего мужика, повидавшего кровь и хаос рубежа 80-90-х, было бы труднее.

Наблюдающая за Зоной безопасности Объединенная Контрольная Комиссия призвала граждан не нагнетать ситуацию. Молдавская полиция организовала у миротворческого поста №9 мобильные патрули. Объединенное военное командование продумывает наиболее оптимальный, по его мнению, порядок несения службы тамошними миротворцами.

Но все это временно. Суть противоречий осталась прежней: останутся ли на Днестре российские миротворцы. Если нет - Тирасполю грозит новая силовая акция по «восстановлению конституционного порядка». Любых гражданских наблюдателей можно разогнать одним выстрелом, как это и случилось в Бендерах в 19 июня 1992 года. Кто в нынешнем мире, где льется кровь, даст гарантию, что этого не повторится?

Стратегия Бухареста

Румыния тоже решила, что пришло время для наступления. «Мы не хотим, чтобы такие инциденты повторялись, и со своей стороны поддерживаем, как и Украина, и Республика Молдова, интернационализацию этой гражданской миссии по поддержанию мира под эгидой ОБСЕ», - заявил 10 января глава румынского МИД Теодор Баконски.

Украина тут приплетена явно для того, чтобы противопоставить ее России и Приднестровью. Но сегодня Бухарест играет по-крупному. В последние годы Румыния и Молдова разрабатывают совместные экономические и политические проекты, призванные вывести молдаван из постсоветского пространства. А именно:

- Решение руководства Румынии построить газопровод Яссы-Унгены с целью избавить РМ от зависимости от российского газа.

- Решение переключить энергосистему РМ на румынскую.

- Прикомандирование после 2009 года румынских советников к молдавским министерствам и департаментам, включая Службу информации и безопасности РМ, министерство обороны, министерство информатизации.

- Предоставление румынской стороне всей базы данных о гражданах РМ, а также об агентуре молдавских спецслужб.

- Наличие гражданства Румынии практически у всех высших руководителей РМ и представителей элиты РМ, пришедших к власти после падения коммунистов в 2009 году.

Предполагется, что после «реинтеграции» все эти проекты должны распространяться и на ПМР. Таким образом, у Приднестровья не будет ни выхода на российскую и украинскую энергосистемы, ни силового российского прикрытия, ни участия в каких бы то ни было интеграционных объединениях в рамках бывшего СССР, ни собственных силовых структур. То есть, не будет и самого Приднестровья.

Румынский оценщик европейских фондов Овидиу Баджиу недавно заявил: «Румыния должна купить Приднестровье в обмен на $11 млрд., которые Нацбанк Румынии вкачал за 20 лет в Республику Молдова. По его словам, у этого метода есть исторические прецеденты, например покупка Аляски и Луизианы».

Следующим шагом будет попытка отторжения ряда украинских земель. В итоге будет воссоздана «Великая Румыния» почти в границах 1941-1944 годов (возможно, без Одессы и ряда приморских регионов). Остается лишь надеяться, что в Киеве это понимают.

Румынская пуля слаще

Москва должна понимать: Кишинев не согласится на нахождение российских войск до окончательного урегулирования конфликта между ПМР и РМ. Напротив, молдавские руководители требуют вывода всех российских войск из ПМР (как миротворцев, так и остатки бывшей 14-й армии) именно для того, чтобы Приднестровье оказалось на переговорах максимально ослабленным, лишенным всякой военной защиты, и согласилось на кишиневские условия – войти в унитарную Молдову.

14 января молдавские унионисты провели пикет около посольства России в Кишиневе. После проклятий в адрес российских миротворцев и требований высылки посла РФ Валерия Кузьмина, протестующие двинулись к МИД РМ «напомнить властям, что Республика Молдова была когда-то частью Великой Румынии».

Но тут случился еще один трагический инцидент. Гражданин Молдовы на румынской границе был приглашен для таможенного досмотра, но не выполнил требования, сел в машину и двинулся обратно в сторону Молдовы. Раздались выстрелы.

Ранение оказалось тяжелым, но в Кишиневе почему-то не проклинают румынских таможенников, не осаждают румынское посольство и не требуют выслать бухарестского посла Мариуса Лазуркэ. Дежурные соболезнования главы МИД Румынии приняты с легкостью необыкновенной.