Posted 23 января 2012,, 09:33

Published 23 января 2012,, 09:33

Modified 1 апреля, 03:05

Updated 1 апреля, 03:05

Взорвет ли Иран Россию и Кавказ

23 января 2012, 09:33
Россия опасается, что США используют Грузию как плацдарм для атаки на Иран. Фактами это не подтверждено, но если Иран разобьют – с грузинской помощью или без - влияние РФ ослабнет не только на Кавказе.

Россия опасается, что США используют Грузию как плацдарм для атаки на Иран. Фактами это не подтверждено, но если Иран разобьют – с грузинской помощью или без - влияние РФ ослабнет не только на Кавказе.

Москва не скрывает своей тревоги возможной войной между США и Ираном: вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин открыто заявил, что она представляет прямую угрозу национальной безопасности России. Он же не раз озвучивал подозрения, что США для атаки на Иран намерены, в качестве плацдарма, использовать Грузию. Но, по мнению ряда западных и грузинских экспертов, Грузии вряд ли отведена роль плацдарма, поскольку страна, как минимум, не располагает соответствующей инфраструктурой.

Стоит также взять в расчет, что в последнее время Грузия усиленно развивает отношения с Ираном, вплоть до введения фактически безвизового режима с этой страной. Многие западные и грузинские аналитики не раз недоумевали по этому поводу: то ли Тбилиси почему-то получил благословление Вашингтона на дружбу с Ираном , то ли власти Грузии на самом деле, самостоятельно и независимо, проводят многовекторную внешнюю политику, придерживаясь нейтралитета в вопросах, касающихся своего регионального соседа.

Между тем, по данным российских и иностранных источников, Россия планирует провести в текущем году беспрецедентно масштабные учения «Кавказ 2012» с расширением географии маневров до Абхазии, Южной Осетии и Армении. В них примут участие не только все рода войск Минобороны, но и подразделения МВД, ФСБ, МЧС. По сценарию учений, военные действия начинаются с нападения на Иран, распространяются на Азербайджан и Армению, что, самой собой, подразумевает и вовлеченность России в соответствующие события.

Грузия мгновенно отреагировала на информацию о предстоящих учениях непривычного формата: МИД страны заявил, что Россия является «источником дестабилизации и негативных явлений на международной арене». Более того, «Россия целенаправленно осуществляет милитаризацию оккупированных территорий, развивает военную инфраструктуру и вводит вооружение наступательного характера, пытаясь спровоцировать перманентную напряженность в Грузии и во всем черноморском регионе».

Понятно, что даже теоретическая возможность войны между Ираном и США Россию радовать не может, и она по-своему будет способствовать разрядке напряженности. Как минимум Москва, а с ней, вероятно, и некоторые другие крупные международные игроки, такие как Китай и Индия, не поддержат новую резолюцию ООН против Ирана. Не факт, однако, что это станет сдерживающим фактором для США, хотя многие американские эксперты вообще не верят в возможность войны между США и Ираном.

Но если военный конфликт всё же случится, и Южный Кавказ в той или иной степени будет иметь к нему отношение, Россия не сможет удержать своего влияние как минимум в кавказском и прикаспийском регионах, и, соответственно, сохранить конфликты на Северном и Южном Кавказе в желаемом для нее, то есть, в замороженном состоянии. Кроме того, параллельно России (вероятно, вместе с Китаем) придется серьезно тягаться с США, дабы не допустить распространения влияния этой страны на иранскую политику, а, тем более, на радикальную американизацию Ирана.

Как отмечает американское издание HotAir, «Иран - это колоссальный приз, но Россия и Китай не настолько глупы, чтобы пытаться управлять им напрямую. Однако заполучить его в качестве зависимого государства обе страны считают важной целью – как с точки зрения усиления своего влияния, так и с позиций безопасности. Это позволило бы им обрести плацдарм неподалеку от «большого перекрестка», где сходятся пути с Ближнего Востока, из Африки и из Европы. Но ни та, ни другая страна такой плацдарм пока не завоевала».

То же издание, в контексте Ирана, указывает на то, что Россия предпринимает активные действия для недопущения превращения Грузии в базу для действий американских войск. «Она хочет сама пользоваться грузинской территорией для обеспечения тыловой поддержки российским войскам в Армении. Многочисленные источники приводят слова российских руководителей, жалующихся на то, что свобода действий по тыловому обеспечению у них ограничена из-за того, что Грузия не дает им пользоваться ключевым транспортным маршрутом».

А тут еще, как назло, вновь всплыла проблема размещения ПРО США на территории Грузии. Трудно сказать, есть ли у России реальная почва для таких волнений, но их снова озвучил российский премьер Владимир Путин. «Для нас это небезразлично – где появится эта система, ближе, дальше от наших границ. Для нас небезразлично, появится ли она в Грузии, в конце концов. И что, мы должны будем нацелить наши ударные системы на грузинскую территорию? Вы представляете, какой ужас? А есть ли у нас гарантия, что это не произойдет? Нет», – сказал он на встрече с главными редакторами российских СМИ в Ново-Огарево.

Напомним, прошлой зимой четыре американских сенатора-республиканца обратились к министру обороны США с просьбой рассмотреть возможность размещения в Грузии радара системы противоракетной обороны, если соответствующее соглашение не будет достигнуто с Турцией. Но похоже на то, что инициатива республиканцев – пока, во всяком случае - развития не получила.

Словом, ирано-американская проблема внесла очередной виток напряженности в грузино-российские отношения, что не сулит ничего приятного ни Грузии, ни России. Если эта проблема имеет реальную подоплеку, то сторонам придется воспринять ее как данность и расплачиваться по всем текущим и перспективным политическим счетам. Если же она высосана из пальца, это гораздо хуже, поскольку за искусственными "напрягами", как правило, следуют неадекватные и непропорциональные ситуации действия.

Но в Тбилиси мало кто верит, что иранская проблема отразится на Грузии, хотя «пробный шар» внутри страны уже брошен. Так, представитель оппозиционного «Народного собрания» Элизбар Джавелидзе заявил, что США, в преддверии военного конфликта с Ираном, финансируют строительство в Грузии новых больниц и военных аэродромов. «Эти 20-коечные больницы - американский проект. Большая война начинается в Персидском заливе между Америкой и Ираном, и 5 миллиардов долларов выделено на строительство 20-коечных военных госпиталей. В основном, они строятся на американские деньги», - сказал он.

Оппозиционер, в контексте возможной войны, сделал акцент и на намерении властей Грузии построить на черноморском побережье, недалеко от границы с Абхазией, новый город Лазика – ему президент Саакашвили заблаговременно присвоил статус крупного торгово-экономического центра с 500-тысячным населением. Джавелидзе же озвучил собственную версию, по которой Лазика будет «американским военным городком». «Если в случае военного конфликта с Ираном Тегеран выпустит ракеты по американским военным объектам, кто тогда будет защищать нашу страну?», - задался он вопросом.

Отметим, что грузинская оппозиция, насчитывающая огромное количество партий и падкая на всякого рода реальные и мнимые сенсации, бросающие тень на власти, столь выигрышное обвинение не подхватила. Вероятно, потому, что план строительства в Тбилиси и грузинских регионах 150 новых больниц власти Грузии озвучили давно, но сорвали его, за что оппозиция буквально «проела плешь» Саакашвили и правительству. Теперь мелкие больницы действительно строятся, но, в основном, на деньги страховых компаний, которым это стало выгодно, поскольку правительство несколько расшевелилось с государственным страхованием довольно крупного сегмента населения страны.

Эксперты тоже не обратили внимания на заявление Джавелидзе. На данный момент комментарий агентству «Новости-Грузия» дал только политолог Сосо Цинцадзе, заявивший, что все это «фантазии». По его убеждению, какое-либо участие Грузии в конфликте с Ираном полностью исключено. Он признал, что ситуация вокруг Ирана «становится напряженной», но «война не устраивает Европу, и США разделяют это мнение». И вообще, полагает он, «как можно говорить о том, что амбулатории на 10-15 человек – это военные госпитали?». Ведь помимо наличия больниц для доставки раненых по всей Грузии нужна соответствующая инфраструктура, которая в стране отсутствует. Он также напомнил, что «США имеют свои военные базы, и на американских авианосцах есть хорошо оборудованные госпитали».

Словом, нападут ли США на Иран, остается только гадать. Но вполне определенно можно сказать, что если военные действия неизбежны, и если они затянутся во времени (существует мнение, что война завершится очень быстро), они нанесут немалый ущерб всему региону, взрывоопасному и без иранского фактора.

Ирина Джорбенадзе