Posted 24 января 2012,, 15:18

Published 24 января 2012,, 15:18

Modified 1 апреля, 03:03

Updated 1 апреля, 03:03

Сталин и Дракула

24 января 2012, 15:18
Ушел в отставку глава МИД Румынии Теодор Баконски – теоретик и практик воссоздания «Великой Румынии». Значит ли это, что румыны отказались от поглощения северной Буковины, Бессарабии и установки американской ПРО? Конечно же, нет.

Ушел в отставку глава МИД Румынии Теодор Баконски – теоретик и практик воссоздания «Великой Румынии». Значит ли это, что румыны отказались от поглощения северной Буковины, Бессарабии и установки американской ПРО? Конечно же, нет.

Поводом для отставки министра послужили его грубые высказывания в адрес объединенной оппозиции, призывающей снять президента страны Траяна Бэсеску. В личном блоге Баконски сравнил демонстрантов с коммунистами и «бездельниками», мешающими строить «Великую Румынию».

В разгар многодневных акций протеста это заявление стало керосином, выплеснутым в огонь. «Сожалею о высказываниях моего коллеги. Прошу прощения перед всем румынским народом», - заявил напуганный премьер Румынии Эмиль Бок на чрезвычайной сессии парламента, после чего снял главу МИД. Имя Баконски уже фигурировало в списке министров, которыми могут пожертвовать в связи с кризисными волнениями, поэтому отставка была делом техники.

Баконски вряд ли не понимал, что делает, но надо знать этого человека. Раздраженный министр понял, что внутриполитическая борьба в его стране ослабляет силы Бухареста, направленные на внешнюю экспансию. Проект «Великой Румынии», подразумевающий отмену итогов «пакта Молотова-Риббентропа» для Баконски настолько важен, что никакие социальные катаклизмы не кажутся ему уважительной причиной для задержек с его реализацией.

Баконски – знаковая фигура, помогающая понять суть внешней политики президента Траяна Бэсеску, заявившего, что на месте маршала Иона Антонеску 22 июня 1941 года он тоже отдал бы приказ румынской армии «перейти Прут». Глава МИД занял свой пост в 2009 году после того, как молдавские правые сбросили власть коммунистов Молдовы и взяли решительный курс на сближение с Бухарестом.

С именем Баконски связаны помощь лидеру унионистской Либеральной партии Михаю Гимпу в годовом удерживании (2009-2010) поста временного президента Молдовы, соглашение с США о развертывании элементов американской ПРО в Румынии, продолжение линии на массовую выдачу румынских паспортов жителям украинской Северной Буковины, неутомимая борьба за вывод российских войск из Приднестровья, категоричные возражения против федерализации бывшей МССР как способа урегулирования молдо-приднестровского конфликта, а также фактическое продолжение территориальных претензий к Украине.

В последнем случае имеются в виду борьба с целью закрепления за Румынией Черноморского шельфа в районе острова Змеиный, а также попытки получения острова Майкан на Дунае.

Баконски участвовал в подготовке совместных заседаний правительств Румынии и Молдовы, где будут обсуждаться вопросы дальнейшего сближения двух стран.

Установки ведомства Теодора Баконски доходили до молдавских унионистов мгновенно – тем более, что посол Румынии в Молдове Мариус Лазуркэ считается родственником главы МИД. «Мода на унионизм растет. Ежегодно из Республики Молдова в Румынию на учебу уезжает около 5 000 молодых людей. Альтернативы объединению нет, вопрос лишь во времени», - заявляет политолог и экс-депутат парламента Молдовы Анатол Царану. По его словам, «если разразится глубокий и тяжелый кризис, люди скажут: «Мы больше так не хотим! Хуже быть не может! Спасение – в объединении». Но ключом проблемы остается Россия».

Другой сторонник объединения с Румынией, Вал Бутнару, подхватил идею: «Объединение произойдет, в той или иной форме, вне зависимости от того, как оно будет выглядеть. Через шесть лет исполняется 100 лет со дня объединения Румынии и Бессарабии. Как правило, исторические циклы вертятся вокруг таких дат. Они также обладают большой символической силой. И вы прекрасно знаете, что иногда символы становятся реальностью. Значит, что-то должно произойти».

Унионисты считают бесспорным, что к Румынии должно быть присоединено и Приднестровье. «Не думаю, что оно может стать серьезной преградой на пути объединения с Румынией. Юридически это наша территория. Оно просто остается отделенным от нас», - говорит Цэрану. По словам Бутнару, бывшая МССР «сохранит мини-парламент и мини-правительство. Это будет форма автономии».

Активизация румынской экспансии не осталась незамеченной в Киеве. Аналитик Петр Роженко писал в 2011 году: «Сегодня этнокультурный фундамент молдавского народа находится под сильнейшим воздействием румынской пропаганды. Крайне агрессивная гуманитарная политика Бухареста выражается в поддержке телевизионных и печатных СМИ, некоторых политических сил в республике, а также внедрением румынских общеобразовательных стандартов. Продолжается выделение Румынией до 4000 стипендий в год для молдавских студентов. С января по май этого года около 12 тысяч граждан Молдавии подали заявление на румынское гражданство и получили его. Это в четыре раза больше, чем за весь 2009 год.

По мнению молдавского аналитика Богдана Цырди, Молдавия может превратиться в государство без собственных граждан. Тем более что Траян Бэсэску озвучил планы по учреждению Агентства по возвращению румынского гражданства с пятью региональными отделениями. Можно смело утверждать, что в течение 10‑15 лет все молодые кадры страны будут носителями румынского сознания. На сегодня около 800 тысяч граждан Молдавии (четверть населения или все 100%, пребывающих в активном работоспособном возрасте) стоят в очереди за получением румынского гражданства, а 120 тысяч его уже получили».

Теперь неутомимый проводник румынской экспансии на территории бывшего СССР пал. Но изменит ли это характер внешней политики Бухареста? Вряд ли. Возможно, внешне она станет менее агрессивной, в том числе под влиянием внутренних проблем и кризиса Евросоюза, в котором страна состоит. Быть может, выступления преемника Баконски на посту министра иностранных дел станут сдержанней по форме. Однако надо помнить, что желание расширить свои территории за счет соседей бытовало в Бухаресте всегда - от кровавых «объединений» 1918 и 1941 годов и до «мирного проникновения» при дуэте Бэсеску-Баконски. Внешняя политика Румынии как таковая была и остается националистической.

Поэтому с полным основанием можно повторить вслед за Юлиусом Фучиком: «Люди, будьте бдительны!». Иначе многим из тех, кто называет аппетиты Бухареста невинными проявлениями «евроинтеграции», придется писать свой «репортаж с петлей на шее».